Проблемы ЖКХ всем хорошо известны - проанализировав все обращенные к ней жалобы на ЖКХ, Татьяна Москалькова пришла к выводу, что они совпадают с содержанием жалоб в административные органы власти и прокуратуру. Но при этом нельзя сказать, что они серьезно заявлены как важные и требующие безотлагательного решения.
"Ахиллесова пята" всех ЖКХ-проблем - в этой сфере консолидируются большие деньги, но при этом почти не консолидируются и остаются разрозненными те, кто пользуется услугами ЖКХ. Поэтому с проблемами трудно справиться. В докладе приводится пример эффективного действия независимой общественной экспертизы в Томской области. "Там завершен любопытный и, что называется, народный проект "Общественный рейтинг управляющих компаний "Мой выбор", отмечает Татьяна Москалькова. В результате был создан "портрет" каждой управляющей компании с точки зрения ее желания и умения взаимодействовать с клиентами. И такая независимая общественная экспертиза принесла свои результаты. Но при этом омбудсмен отмечает, что у общественных организаций все-таки сужены возможности влияния на сферу ЖКХ. А если к этому прибавить то, что (и это подчеркивает в докладе Татьяна Москалькова) правоохранительные органы не стремятся расследовать преступления управляющих компаний, то ситуация выглядит если не тупиковой, то трудно меняющейся.
Реформа ЖКХ это "реформа на марше". Но стратегия "поправок на ходу" все-таки будет продолжена, пока не будут доработаны все механизмы.