Поделиться

    В госпрограмму вооружений заложили истребители вертикального взлета

    Создание истребителя вертикального взлета для будущих авианосцев ВМФ заложено в госпрограмму вооружений на период 2018-2025 годов. Об этом сообщил РИА Новости командующий морской авиацией генерал-майор Игорь Кожин.

    Ранее замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявлял, что Минобороны России обсуждает создание самолета вертикального взлета для будущих авианосцев ВМФ РФ. Макет перспективного авианосца проекта "Шторм" демонстрировался на Международном военно-морском салоне, который проходил в конце июня в Санкт-Петербурге. В качестве его авиационного крыла позиционировались модели истребителей пятого поколения Т-50. Теперь авиаконструкторы получат задание на проектирование истребителей с вертикальным взлетом.

    В ВМФ СССР на вооружении стоял такой истребитель - Як-38. Это был аналог британского "Харриера". По своим летным и боевым характеристикам и наш, и британский были близки. И они оба значительно уступали классическим истребителям. Объяснялось это тем, что при вертикальном взлете и посадке самолеты тратили значительную часть своего топлива.

    То есть радиус боевого действия у них был небольшим и ракетно-бомбовая нагрузка тоже относительно мала. Да и скорость у них была дозвуковая.

    В 1992 году на авиасалоне в Фарнборо Россия показала Як-141 - сверхзвуковой истребитель с вертикальным взлетом и посадкой. Это стало сенсацией. Наш самолет полностью превосходил все зарубежные аналоги. В НАТО ему присвоили кодификационное имя - Freestyle. И это как бы говорило о том, что истребитель сделан в свободном стиле, что предполагает дальнейшее развитие его в самых различных модификациях.

    Як-141 отличался высокой маневренностью, хорошей тяговооруженностью, был более экономичным, имел радиус действия 900 км, что в десять раз превышало радиус действия Як-38. И вооружение его стало достаточно мощным. Немаловажно и то, что впервые в конструкции Як-141 широко применялись композитные материалы.

    Як-141 по ряду параметров можно было вполне рассматривать как прообраз истребителя пятого поколения. Военно-морские летчики возлагали на него большие надежды. Но в 2004 году программу по дальнейшей разработке истребителя с вертикальным взлетом и посадкой закрыли.

    Вскоре и ОКБ им. А. С. Яковлева утратило самостоятельность, войдя в "Иркут". Специалисты, когда-то проектировавшие Як-38 и Як-141, ушли на пенсии или стали заниматься другими проектами.

    Появление на истребителях двигателей с отклоняемым вектором тяги могло придать палубным самолетам совершенно новые качества. Необходимость в таких истребителях, как Як-38, "Харриер" и даже Як-141, объективно отпадала. Это если говорить о самолетах для классических авианосцев с длинной палубой и катапультами. Поэтому-то на "Шторме" и стояли модели Т-50.

    Як-141 по ряду параметров можно было вполне рассматривать как прообраз истребителя пятого поколения

    С другой стороны, если удастся сделать истребители с лучшими характеристиками, чем были у Як-141, это может привести к изменению самой концепции проектирования авианесущих кораблей будущего.

    Они могут стать более компактными без длинных палуб-аэродромов и без громоздких, сложных в эксплуатации и дорогостоящих катапульт, но в то же время с большим количеством самолетов на борту.

    К тому же истребители с вертикальным взлетом и посадкой обладают важной особенностью. Они могут садиться на землю почти как вертолеты - на минимально оборудованных площадках. То есть работать не только с палуб кораблей, но и с суши, что значительно расширяет их боевые возможности.

    Остается один вопрос: кто будет проектировать такие истребители? В РСК "МиГ", "Сухом" и в "Иркуте" корреспонденту "РГ" сказали, что пока никаких заказов на начало работ по созданию истребителей с вертикальным взлетом и посадкой из военного ведомства не получали.

    Однако в Объединенной авиастроительной корпорации заверили, что если Военно-морской флот четко сформулирует задачу и выделит деньги, истребитель спроектируют - соответствующими компетенциями корпорация обладает.

    Поделиться