Ранее замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявлял, что Минобороны России обсуждает создание самолета вертикального взлета для будущих авианосцев ВМФ РФ. Макет перспективного авианосца проекта "Шторм" демонстрировался на Международном военно-морском салоне, который проходил в конце июня в Санкт-Петербурге. В качестве его авиационного крыла позиционировались модели истребителей пятого поколения Т-50. Теперь авиаконструкторы получат задание на проектирование истребителей с вертикальным взлетом.
В ВМФ СССР на вооружении стоял такой истребитель - Як-38. Это был аналог британского "Харриера". По своим летным и боевым характеристикам и наш, и британский были близки. И они оба значительно уступали классическим истребителям. Объяснялось это тем, что при вертикальном взлете и посадке самолеты тратили значительную часть своего топлива.
То есть радиус боевого действия у них был небольшим и ракетно-бомбовая нагрузка тоже относительно мала. Да и скорость у них была дозвуковая.
В 1992 году на авиасалоне в Фарнборо Россия показала Як-141 - сверхзвуковой истребитель с вертикальным взлетом и посадкой. Это стало сенсацией. Наш самолет полностью превосходил все зарубежные аналоги. В НАТО ему присвоили кодификационное имя - Freestyle. И это как бы говорило о том, что истребитель сделан в свободном стиле, что предполагает дальнейшее развитие его в самых различных модификациях.
Як-141 отличался высокой маневренностью, хорошей тяговооруженностью, был более экономичным, имел радиус действия 900 км, что в десять раз превышало радиус действия Як-38. И вооружение его стало достаточно мощным. Немаловажно и то, что впервые в конструкции Як-141 широко применялись композитные материалы.
Як-141 по ряду параметров можно было вполне рассматривать как прообраз истребителя пятого поколения. Военно-морские летчики возлагали на него большие надежды. Но в 2004 году программу по дальнейшей разработке истребителя с вертикальным взлетом и посадкой закрыли.
Вскоре и ОКБ им. А. С. Яковлева утратило самостоятельность, войдя в "Иркут". Специалисты, когда-то проектировавшие Як-38 и Як-141, ушли на пенсии или стали заниматься другими проектами.
Появление на истребителях двигателей с отклоняемым вектором тяги могло придать палубным самолетам совершенно новые качества. Необходимость в таких истребителях, как Як-38, "Харриер" и даже Як-141, объективно отпадала. Это если говорить о самолетах для классических авианосцев с длинной палубой и катапультами. Поэтому-то на "Шторме" и стояли модели Т-50.
С другой стороны, если удастся сделать истребители с лучшими характеристиками, чем были у Як-141, это может привести к изменению самой концепции проектирования авианесущих кораблей будущего.
Они могут стать более компактными без длинных палуб-аэродромов и без громоздких, сложных в эксплуатации и дорогостоящих катапульт, но в то же время с большим количеством самолетов на борту.
К тому же истребители с вертикальным взлетом и посадкой обладают важной особенностью. Они могут садиться на землю почти как вертолеты - на минимально оборудованных площадках. То есть работать не только с палуб кораблей, но и с суши, что значительно расширяет их боевые возможности.
Остается один вопрос: кто будет проектировать такие истребители? В РСК "МиГ", "Сухом" и в "Иркуте" корреспонденту "РГ" сказали, что пока никаких заказов на начало работ по созданию истребителей с вертикальным взлетом и посадкой из военного ведомства не получали.
Однако в Объединенной авиастроительной корпорации заверили, что если Военно-морской флот четко сформулирует задачу и выделит деньги, истребитель спроектируют - соответствующими компетенциями корпорация обладает.