Молодые талантливые режиссеры способны образовать "новую волну"

"Цифра" резко упростила кинопроизводство, съемки стали доступными каждому, и единственно решающий пункт их бюджета - талант. В это понятие включены оригинальность мышления и некоторое знание жизни. И будет кино.

Сколько снимается у нас фильмов - не знает никто. Эксперты отделываются туманной формулой "больше ста в год". Официальные цифры отражают число картин, поддержанных государством или произведенных крупными продюсерами в киностолицах: в Москве, Петербурге, Екатеринбурге. Но фильмы - причем неплохие - снимаются теперь в Уфе, в Казани, в Якутске, Махачкале, Красноярске, Самаре... Рвутся к творчеству ребята с Дальнего Востока, из Сибири, из национальных республик. Снимают "на коленке", присылают первые опыты на фестивали - это для них единственная возможность выйти к людям. Самый молодой из дерзких - 17-летний Николай Лысенков, его творческая команда - от 12 до 18 лет. Его молодежная драма со знаковым названием "Я был. Я есть. Я буду" уже взяла Гран-при на фестивале "Кино и море" в крымском Песчаном. Такие "фильмы-дички" никто не учитывает, но судя по всему, пора, по примеру того же Песчаного, по всей стране возрождать фестивали кинолюбителей, в век 16-мм пленки собиравшие толпы фанатов. Пороги кинопрофессий штурмуют повсеместно, и опять же никто не знает точное число вузов, открывших кинофакультеты.

Короткий метр сбрасывают со счетов - это невидимая сторона Луны. Хотя именно здесь вызревают таланты, еще не известные публике, многие способны образовать амбициозную "новую волну". Отбирая фильмы для очередного Уралкинофеста, я просмотрел более двух сотен игровых картин разного метража; среди них так много интересных, что большинство не вместилось в программу.

Наблюдать зарождение "новой волны" увлекательно. Ее коснулся мировой тренд: традиционно "мужская" режиссерская профессия становится "женской" - две трети картин сняты представительницами "слабого пола". Удивило отсутствие в работах стандартных криминальных мотивов, придуманных в глупейшей вере, что это и есть развлечение, - вероятно, сериалы уже "достали" со своими бесконечными "ментами". Тематический круг - от семейных драм, как трагических, так и анекдотических, до социальных историй, исследующих современные проблемы. Так, герой полнометражной драмы петербуржца Алексея Рыбина "Скоро все кончится" - молодой рабочий, жизнь которого состоит из станка, телевизора и бесед с коллегами о преподанных "ящиком" новостях. Это жизнь монотонная, вся из готовых формул, монолитная, как застывший цемент. После картин Андрея Звягинцева и Юрия Быкова у нас не обращались к столь актуальному контексту нашей жизни. Спорят об Украине, о событиях на Донбассе, затронуты темы одиночества в толпе, есть даже переперченная, но реалистичная тема девушек, вынужденных торговать собой, чтобы скопить денег на нечто жизненно важное: грешница оборачивается спасительницей. Алексей Рыбин - один из создателей группы "Кино", и это его запоздалый режиссерский дебют - неровный, но сильный. У фильма будет трудная судьба на экранах, но его появление - еще один знак обращения нового кино к современной реальности, знак возрождения.

Более тридцати короткометражных «фильмов-невидимок» покажет 2-й Уралкинофест

Молодость - пора оптимизма, что очень чувствуется во многих картинах. "Из Уфы с любовью" - немудреная, но невероятно обаятельная комедия о том, как сельский парень искал в большом городе свою любовь, заново открывая смысл жизни и одолевая вековые предрассудки -  доставит зрителям и удовольствие и радость. И заодно заставит влюбиться в главную героиню фильма -  город Уфу.

Особая территория - короткий метр. Здесь сразу виден потенциал автора: сделать миниатюру и увлекательной и содержательной - задача для высшего пилотажа. Многие фильмы - как экранизированный анекдот, что само по себе нормально: с анекдотов начинал и Антоша Чехонте. Остроумные "Пассажир" Максима Иванова, "Шедевр" Ирины Стороженко, "Неслучайность-ти" Владимира Кветного не только смешно обыгрывают особенности характеров и анекдотические нелепости коллизий, но и прочно укоренены в контексте современного абсурда. Но нередко, блистательно стартовав, авторы не знают, как разрешить ими же придуманную ситуацию - и тогда фильм, набрав высоту, обидно сдувается к финалу. Получается анекдот без развязки - типичная болезнь начинающих: дыхания не хватает.

Десяток просмотренных картин - о распадающихся семьях. То, что сейчас злоба дня. Но в трех из них ребенок, глотая слезы, смотрит видеозапись свадьбы счастливых родителей. Сразу несколько вполне симпатичных фильмов воспроизводят съемочное закулисье: пародируют работу режиссера с "объектом", бесконечные неудачные дубли и прочий закадровый мусор. И это значит, что дебютанты берут первые пришедшие на ум, самые доступные коллизии, которые, если по большому счету, нужно отбрасывать с порога. Банальность мышления - первый враг нового кино.

Зато возвращается желание и способность рассказать историю внятно и увлекательно. Молодые таланты пока не увлечены шифровками типа "Так я вижу!" - стремятся к нормальному, на равных, диалогу со зрителями. Всего в 13 минут уложила москвичка Дарья Разумникова смешной и трогательный рассказ об одиночестве и любви сотрудницы загса ("Регистраторша"). За 20 минут перед нами прошла драма схватки поколений отцов и детей в фильме Раушании Рахимовой "Женёк". Современную импровизацию на темы Достоевского предлагает Саша Сашнева ("Раскольников и мармеладные облака"). Авторы даже не боятся определенной нравоучительности, предлагая зрителям "опыт - сын ошибок трудных": классические традиции нашего кино в их первых работах просматриваются яснее, чем в фильмах более ранних поколений постсоветского кино.

Лучшие из картин взяла под крыло Молодежная комиссия Союза кинематографистов, собравшая коллекцию качественного молодого кино. Найдут ли новые таланты дорогу к зрителям, кроме фестивальных? Кинотеатры короткого фильма приказали долго жить вместе с СССР, киносети "малый жанр" не любят и оккупированы аттракционами для подростков. Похоже, мы на пороге эры, когда интернет станет главной массовой площадкой для того, что прежде называлось киноискусством.

Кстати

Более 30 короткометражных "фильмов-невидимок" покажет 2-й Уралкинофест (2 - 8 сентября, Екатеринбург). Зрителям предстоит трудная задача выбрать из лучших - лучший. Итоги конкурса полного метра определит жюри под председательством режиссера Андрея Прошкина.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"