Год назад представители нескольких металлургических заводов России выступили с просьбой полностью запретить вывоз черного лома из страны. По их словам, экспортеры при продаже сырья за рубеж используют серые схемы ухода от налогов и по фиктивной стоимости продают ценное сырье из России. Несмотря на то что закупочные цены российских заводов оказываются выше экспортных, сборщики лома все равно вывозят ценное сырье в Турцию и некоторые другие страны. Как говорили представители заводов, объясняется это использованием офшорных схем: якобы в официальных контрактах на поставку проходят одни суммы, а разница между реальной и "бумажной" стоимостью переводится на закрытые счета.
Как писала "РГ", еще в 2015 году лом черных металлов был признан товаром, существенно важным для внутреннего рынка. В отношении него "в исключительных случаях" могут быть установлены временные ограничения или запрет на экспорт. Однако до сих пор подобные ограничения не вводились. Тем временем на некоторых заводах заявляли о сокращении производства и даже об угрозе полной остановки. Например, значительно сократил объем производства Ростовский электрометаллургический завод.
- Спрос на нашу продукцию есть. Сокращение производства напрямую связано с дефицитом сырья. Если предприятие остановится, без средств к существованию останутся более тысячи человек трудоспособного возраста. А ведь здесь бывшие шахтерские территории, найти другую работу крайне сложно, - отмечал ранее председатель трудового коллектива Ростовского электрометаллургического завода (РЭМЗ) Виктор Рацавенков.
По его словам, остановка завода чревата и большими экономическими потерями: плавильные котлы работают в беспрерывном режиме, и запускать их потом заново стоит очень дорого. Но свои опасения выразили и экспортеры, по их словам, эмбарго на вывоз лома может ударить по репутации страны и разрушить рынок, который якобы только сейчас более-менее выстроен внутри России. И тогда было предложено компромиссное решение - ввести экологический сбор на экспорт.
По словам автора идеи, такое решение не противоречит нормам ВТО и обеспечит тройной позитивный эффект: поддержит отечественных переработчиков, даст дополнительные деньги регионам и поможет защите окружающей среды (во-первых, объем перевалки снизится, а во-вторых, деньги со сборов можно пустить на экологические мероприятия). Авторы идеи не скрывают экономической мотивировки. Но из-за постоянно растущих объемов перевалки выбросы тяжелых металлов в акваторию Дона действительно бьют все мыслимые и немыслимые рекорды. Согласно докладу о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области ("Экологический вестник Дона"), на участке реки от города Константиновска до хутора Дугино показатель содержания общего железа с 2014 по 2015 год вырос с 1,58 от предельно допустимой концентрации до 2,59. Вода на этом активном судоходном участке относится к 4 "А" классу и оценивается как "грязная" (еще в 2014 году она была "очень загрязненной", что считается не так страшно).
- Критическая ситуация в припортовых зонах. При перегрузке лома на корабли выделяется тяжелая пыль, которая содержит металлы, следы краски, машинного масла - примерно килограмм пыли на тонну перегружаемых отходов. Согласно официальным данным, лишь в одном порту Ростовской области ежегодно переваливают около 200 тысяч тонн. Только по этим данным можно говорить о двух сотнях тонн металлической пыли, которые попадают в Азово-Черноморский бассейн, - говорит сопредседатель ростовского отделения ОНФ в Ростовской области Михаил Попов.
В начале года он даже обратился в донское правительство с просьбой рассмотреть возможность введения регионального сбора. Но в ответе за подписью теперь уже экс-министра экологии региона Геннадия Урбана сказано, что такие сборы не в полномочиях региона. А потому, дескать, нужно обращаться в федеральные органы. При этом в письме говорится, что минприроды области при подготовке федеральных инициатив готово оказать всяческое содействие, которое только возможно в рамках компетенции ведомства.
Оказалось, проблемой уже озаботились и на федеральном уровне. Предложения об экологическом сборе поступали в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, сообщил представитель ведомства. Правда, на какой стадии находится проект, он пояснить не смог. Депутат Госдумы от Ростовской области Алексей Кобилев рассказал корреспонденту "РГ", что в Год экологии парламентарии работают над целым рядом поправок в Водный, Лесной, Земельный кодексы России и во многие федеральные законы. Вопрос об экологическом сборе пока предметно не обсуждался, но, по его словам, идея выглядит вполне разумной. Однако ее нужно обсуждать со всеми заинтересованными сторонами.
- Мы готовы привлечь консультантов, юристов, экспертов, провести встречи на площадке Государственной Думы. Это позволит лучше понять этот вопрос со всех сторон, в том числе с правовой и экономической. А по результатам готов принять и непосредственное участие в разработке законопроекта, - сказал депутат.
Как ранее сообщал Михаил Попов, у авторов проекта уже есть методика подсчета экологического сбора, по ней платежи в бюджет Ростовской области могут достигнуть 300 - 600 рублей с тонны лома (в зависимости от нескольких факторов). Даже с учетом падения объемов перевалки из-за ввода пошлины это принесет 40 - 80 миллионов рублей дополнительных доходов, большая часть которых пойдет в бюджет региона и может быть использована для региональной программы воспроизводства водно-биологических ресурсов реки Дон.
По словам опрошенных экспертов, вопрос об изменении федерального законодательства может быть поднят уже в ближайшую осеннюю сессию Госдумы.
Ровно год назад, 12 июля 2016 года, на Украине резко повысили вывозную пошлину на экспорт лома - с 10 до 30 евро на тонну сырья. И вот президент Порошенко пролонгировал ее еще на два года, чем вызвал недовольство местных ломозаготовителей. По мнению Украинской ассоциации экспортеров металлолома, блокирование не усилит оборонную промышленность Украины и не повлияет на восстановление инфраструктуры страны (именно этими соображениями якобы руководствовался Порошенко). В то же время уменьшится приток валюты в страну, поступления в бюджет и, соответственно, платежеспособность Украины для погашения кредитов, считают ломозаготовители.