издается с 1879Купить журнал

Наша "Вашка"

Старинное судно под флагом "Родины" совершило первый поход от Лешуконии до Соловков

Инициатор и вдохновитель

Идея построить (или, как говорят корабелы, сшить) карбас - так в Поморье называют традиционное народное судно - возникла у матерого мореплавателя (за плечами кругосветка) Евгения Шкарубы. Послушать его, сидя в мастерской у Виктора Кузнецова (он-то и есть главный строитель) за чаем с сухарем - настоящее удовольствие. "Вышли мы с Галапагосских островов и двигались к острову Пасхи..."

Но тянет Шкарубу все равно на Соловки, где он впервые оказался в конце 1980-х и остался жить. У Евгения и прописка в паспорте до сих пор: "п. Соловецкий. Кремль".


Место действия

Карбас строили в самом отдаленном районе Архангельской области. Лешуки да кони - так жители Лешуконского толкуют название своего села. И чаще называют Лешуконией. Это и правда словно отдельная страна. Самолеты летают сюда редко, а маршрутка едет десять часов из областного центра, трижды переправляясь на пароме.

В этой лесной стороне когда-то наверняка жили лешие. Или лешуки. Есть в соседней Мезени известная не только в здешних местах, но и вообще по северу России и мезенская порода коней.

Но главное - именно в Лешуконском Шкаруба нашел мастера, который знает дело. И топором плотницким владеет, как иголкой швея. Поэтому и говорят - "шить карбас".

Тут вообще смысл многих слов и выражений становится понятным. Например, кокорой здесь зовется корень елки для основания карбаса. То есть дерево надо выбрать мастеру так, чтобы основание было подходящим. Должно быть, отсюда и высказывание "зри в корень".

Или взять "утки" и "гуськи". Это крепления для различных канатов, парусов, выточенные из дерева. В общем все это называется "дельными вещами". Так и мы говорим про качественно сработанные вещи.

Карбас же - тот же баркас. Может, в Поморье просто буквы переставили, чтобы от южного варианта подобного судна отличаться.

- Мы не пытаемся научить мастеров вновь делать карбасы. Просто хотим, чтобы люди, которые умеют их шить и которые, к счастью, живы, вновь получили заказчиков, - говорит Шкаруба. - Еще 15 лет назад карбасы были востребованы на заводах по выращиванию водорослей, рыбными хозяйствами. Но технологии сменились, и карбасы стали не нужны.


Главный строитель

Виктор Кузнецов сам не раз ходил на судах собственной конструкции на промысел.

- После того как попал в шторм, пришлось потерпеть. Молился Николаю Угоднику, дал обет: выживу - пойду трудником на остров.

Выжил. Пошел. В скит на острове Анзер - там и провел месяц.

К заказу Евгения Шкарубы мастер отнесся как к делу сердца и души. Ведь за рыбой по Мезени в Белое море давно не ходят. И карбасы строить перестали. В Лешуконии привыкли к моторкам да зырянкам - продолговатым лодкам.

Поэтому когда карбас плавно опустился на воду, показалось, река повернула вспять. И собравшиеся на берегу увидели картинку из прошлого. Но - наяву.

У мастера Кузнецова, две недели ювелирно собиравшего карбас, кажется, скатилась в Вашку слеза. Или это от того, что больно смотреть на яркое солнце?


Почему "Вашка"

Карбас назвали в честь реки, где он был спущен на воду и освящен епископом Нарьян-Марским и Мезенским Иаковом.

При этом были соблюдены все морские традиции. Все строители расписались на куске мачты, а потом разрезали его на две части. Одну отдали мастеру Кузнецову, другую - шкиперу Шкарубе. Есть на этих раритетах и имя специального корреспондента "Родины".


Маршрут

Шкипер Шкаруба рассчитывал преодолеть путь по Вашке, Мезени и Белому морю (430 миль или 700 километров) за две недели. Получилось за 11 дней.

Во время перехода по Белому морю до устья реки Койда "Вашка", которую сопровождал моторный катер "Морошка", попала в шторм, ставший первым настоящим испытанием для команды. Справились! И уже без проблем - с попутным ветром и на всех парусах - добежали до деревни Яреньга, где людей, правда, встретили только любопытные кони: тянули губы, просили хлеба.

Но уже в соседнем старинном селе Лопшеньге на встречу со шкипером Шкарубой собрались местные жители, коренные поморы. Среди них еще остались потомственные мастера, умеющие шить карбасы. Заинтересовались проектом...

Это и есть самое главное в экспедиции, которую поддержали "Родина" и "Российская газета": возродить на русском Севере старинное искусство судостроения.

Из Лопшеньги команда дошла до Летнего Наволока, где переждала непогоду. А ночью с попутным ветром совершила завершающий бросок до соловецкой Бухты Благополучия.

- Карбас показал себя отлично, - сказал Евгений Шкаруба. - Мы верим, что наша инициатива получит продолжение.

Уже получила. Губернатор Архангельской области Игорь Орлов сообщил "Родине", что хочет участвовать в постройке следующего карбаса и выйти на нем в море вместе с такими же путешественниками.


КОРАБЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

Карбас - небольшое промысловое судно на Русском Севере

Кокора - корень ели для основания (носа) карбаса

Закоренок - корень ели для кормы карбаса

Опруги - поперечный брус, служащий основой для обшивки корпуса судна изнутри

Челтас - съемный деревянный настил на дно лодки/карбаса

Рым - крепление в виде кольца для веревки якоря на носу карбаса

Кочет - уключина для весла

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

7,5 x 2,4 метра - размеры карбаса

500 килограммов - вес

7 человек - команда

4 весла

2 мачты

2 паруса

Не все поймут, что это такое - выйти в открытое северное море на лодке, когда колючий соленый ветер бьет в глаза, а волна норовит залить борт. Чтобы это понять, надо просто оказаться в лодке.