Как сообщает Роспотребнадзор России, участились жалобы россиян, которые стали жертвами недобросовестных предпринимателей. Приходя в названный по телефону салон, посетители получают вовсе не обещанную бесплатную процедуру, а предложение купить дорогостоящую косметику. При этом посетителей начинают знакомить с тестовыми образцами косметических средств, брошюрами, расписывать исключительные свойства чудо-кремов. Менеджеры таких салонов начинают рассказывать посетителям о состоянии здоровья их волос и кожи, развитии возможных заболеваний, необходимости профессионального ухода, даже составят индивидуальный план лечения их средствами.
Используются и притупляющие бдительность методы - шумные, душные помещения, громкая или, напротив, успокаивающая музыка, ароматические средства. Все это не дает людям сосредоточиться, реально оценить потребительскую ценность и нужность предлагаемых товаров и услуг, соотнести их со своими финансовыми возможностями. И как раз в это время людям начинают подсовывать на подпись договоры, которые носят сложный и запутанный характер. Часть важной информации выносится в приложения либо "растворяется" в середине многостраничного договора, при этом используются специальные и непонятные потребителю термины. Одновременно потребителя торопят с подписанием договора на оказание неких косметологических услуг, стоимость которых может доходить до 200-300 тысяч рублей. А так как у людей таких денег, как правило, не оказывается, то им сразу же предлагают оформить кредит.
Традиционно на такой "развод" попадаются слишком доверчивые люди, в первую очередь пенсионеры. И лишь после ухода из салона с ненужными им баночками с кремами, которые стоят копейки, и кредитным договором на большую сумму, они начинают осознавать, что попали в руки настоящих мошенников.
В Роспотребнадзоре напоминают, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг или отказаться от договора купли-продажи, заключенного под влиянием заблуждения, но на практике это оказывается сделать непросто. Недобросовестными продавцами используется целый ряд юридических уловок, которые существенно затрудняют достижение положительного исхода. Так, например, представители продавца товаров и услуг отказываются получать письменные претензии и жалобы, в договорах не указывается действительный (реальный) адрес хозяйствующего субъекта, договорам присваиваются несвойственные названия, затрудняющие их идентификацию.
Но Роспотребнадзор всегда старается защитить обманутых потребителей, в том числе и в судах. Положительные примеры такой помощи уже есть в Башкирии и Татарстане. Там представителям надзорного ведомства в ходе судебных заседаний удалось добиться возврата денег обманутым гражданам. При участии специалистов территориального органа Роспотребнадзора по Новосибирской области были не только возвращены потребителю деньги за покупку дорогостоящей косметики, но и взыскана компенсация морального вреда и штраф в пользу потребителя. Аналогичные результаты достигнуты при поддержке специалистов управлений Роспотребнадзора по Чувашской республике, Саратовской области, Алтайскому краю.
- не стоит торопиться с принятием решения о покупке косметических средств: нужно выслушать полученную информацию, а затем спокойно проанализировать рынок и понять, сколько стоят аналогичные средства и нужны ли они вообще именно вам;
- не подписывать предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты, спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т. п.), не прочитав и не поняв предварительно их содержание;
- иметь в виду, что, подписывая кредитный договор, вы связываете себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств.