Согласно этому документу, региональным и муниципальным чиновникам предписано крепить межнациональный мир, сохранять и развивать этнокультурное и религиозное многообразие народов России. Специалисты в данной сфере должны планировать "деятельность по обеспечению прав и свобод человека независимо от расы, национальности, религии", налаживать сотрудничество с национально-культурными автономиями, национальными и религиозными общественными организациями, заниматься сбором и анализом информации о ситуации в регионе (муниципалитете), работать с добровольцами и СМИ. Кроме того, они обязаны знать законодательство, историю и обычаи народов России, уметь работать с государственными и муниципальными органами власти, правоохранительными органами и экспертными сообществами, обеспечивать предупреждение конфликтных ситуаций, "соблюдать этику, деловой протокол и этикет", помогать мигрантам. "Сейчас невозможно принимать управленческие решения без учета интересов представителей конфессий и нацменьшинств, - сказал, представляя проект журналистам, директор ИГСУ РАНХиГС Игорь Барциц. - Должна быть управленческая культура, тактичный подход к сложным национальным вопросам".
Нормативные документы, суть которых профилактика межнационального возгорания, последнее время появляются регулярно и под разным авторством. Государственные и общественные органы будто состязаются в борьбе за мир и дружбу между народами. Так, в октябре 2016 года систему профилактики межнациональных и межрелигиозных конфликтов разработала Общественная палата. Она, в частности, предложила создать межведомственный экспертный совет, члены которого будут анализировать информацию из регионов и выступать посредниками в урегулировании этнических столкновений. По замыслу, Совет должен привлечь к своей работе представителей общественности, НКО, бизнеса и науки. На совещании в Общественной палате, говорилось о невысокой квалификации региональных, работающих в сфере нацполитики, о дефиците квалифицированных этнологов. В связи с этим рабочая группа ОП взялась разработать профстандарт медиатора в этнорелигиозных конфликтах. Другой профстандарт аналогичной направленности готовит министерство труда и социальной защиты. Стандарт распространяется на региональных чиновников, отвечающих за межнациональное и межконфессиональное согласие.
Разработка профессиональных стандартов для чиновников, ответственных за сферу межнациональных отношений, - продолжение политики федерального центра в отношении местных властей, которые, по мнению Москвы, сами должны отвечать за мир и согласие в регионе. С недавних пор эта ответственность закреплена законом. Главам городов, районов и поселений вменено в обязанность защищать равенство прав и свобод граждан разных национальностей во взаимодействии с государственными органами, общественными объединениями и другими организациями. Региональным парламентам надлежит принимать законодательные акты, "направленные на соблюдение, реализацию и защиту равенства прав и свобод граждан независимо от расы, национальности, языка и вероисповедания". Кроме того, местные власти должны помогать "социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов". Мэры городов, на территории которых произошли межнациональные конфликты, могут быть отправлены в отставку. Скептическое отношение к этому закону уже высказывалось. Главный довод скептиков: теперь под страхом увольнения мэры будут заниматься не профилактикой межнациональных конфликтов, а сокрытием их.
При всем при том уровень ксенофобии в России снижается, активность националистов и их сторонников падает. Причиной улучшения общественного климата в этом его сегменте правозащитники называют активную борьбу государства с экстремизмом и успешные действия силовых структур по нейтрализации вооруженного подполья на Северном Кавказе. Отмечается, что относительному спокойствию способствовал раскол в рядах русских этнонационалистов из-за событий на Украине. "Их шествия и митинги не собирают и половины от бывшего числа участников, стало меньше так называемых националистических рейдов в поисках нелегальных мигрантов", - говорится в докладе "Агрессивная ксенофобия и радикальный национализм в РФ", подготовленном в Московском бюро по правам человека.
О том, что агрессивная ксенофобия отступает, свидетельствует и социология. "Тот факт, что в России живут люди многих национальностей, приносит ей в целом больше пользы, чем вреда" - с этим согласна почти половина участников опроса, проведенного фондом "Общественное мнение" для Федерального агентства по делам национальностей. Лишь менее четверти респондентов сочли, что многонациональность приносит России скорее вред, чем пользу, и 32 процента затруднились с ответом.
Чуть более трети респондентов хотят узнавать национальность преступников из сообщений СМИ, а 35 процентов выступают против. При этом 53 процента полагают, что доля преступников примерно одинакова среди представителей всех национальностей. Большинство уверены, что указывать в СМИ национальность преступника и его жертвы необходимо в единственном случае - если без этого невозможно понять суть происшествия. Если же где-то вспыхнула пьяная драка, от выяснений, кто из ее участников "местный", а кто "приезжий", лучше воздержаться. И для понимания этого никакой профстандарт не нужен.