Увы, многие из нас не уважают ни то, ни другое. Когда ко мне приходят на консультацию люди, я поражаюсь: чего только человек не делает со своей жизнью! Живет с тем, кого не любит; работает там, где не нравится; не успевает пообщаться с собственными детьми, а потом удивляется, что пропал контакт; ест фастфуд, а потом потрясается, что болит желудок...
Многие, увы, не уважают жизнь - ни свою, ни чужую. И многие опять же, увы, - не уважают смерть. Про то, как относиться к жизни, кто только не учит: от великих книг до психологических консультантов. Про то, как относиться к смерти, не учит никто. Однако, если человек не уважает чужую смерть, он вряд ли будет уважать и чужую жизнь.
За последнее время умерло несколько известных людей. Все они были людьми талантливыми и яркими, другими словами: неоднозначными. И социальные сети набросились на них! Такое количество гадостей, которое было вылито на этих людей, при их жизни вряд ли изливалось.
А почему, собственно, "про мертвых или хорошо, или никак"? Потому что "хорошо" - это память. Помнить человека никто запретить не может. Но ругать человека - зачем? Даже если он совершал ошибки, он уже не может их исправить. Ругать, чтобы сделать больно тем, кто его любил? То есть специально наносить удары тем, кому и так плохо? И ведь ругают, подчас очень грубо, не за то, что человек сделал, не за дела его - тут всегда, понятно, возможны разные оценки, - но его самого, личность его оскорбляют. Оскорбляют того, кто ответить уже не в состоянии.
Знаете, почему так происходит? Люди таким образом возвышаются. Человек, оскорбляющий мертвого, - трус. При жизни могли ответить, после смерти - нет, и трус изливает свою желчь, думая, что так возвышается.
Я не знаю ни одного случая, чтобы умершего человека не оскорбляли в соцсетях. Ни одного! И чем известней человек, тем больше оскорблений. Кто ты такой, не ведомый никому "житель соцсети"? А тут ты можешь тявкнуть против того, кого знали и любили миллионы! Очень поднимает в собственных глазах! Ну, отчего ж это многим так нравится самоутверждаться не за счет себя, своих дел, а за счет известного человека? Неужели кому-то не понятно, что те, кто глодает павшего льва, - шакалы?
Я бы предложил всем "жителям соцсетей" убирать из френдов любого, кто неуважительно выскажется о недавно умершем человеке. Объявить таким людям бойкот.
Только вот услышит ли меня кто-нибудь... Не уверен. Ведь стоит кому-нибудь обхамить человека, которого еще даже не похоронили, так его принимаются не презирать, не игнорировать, а комментировать написанное! Всерьез обсуждать того, чье тело еще, извините, не остыло.
Разве смерть - это не повод остановить свой бесконечный бег по жизни и задуматься? Когда я писал свой роман о Древней Руси "Солнце на дороге", я, понятно, изучал нравы, философию наших давних предков. В том числе и их отношение к смерти.
У древних славян был рай. Он назывался Вырий. Любой человек знал, где он конкретно находится. Все умершие попадали туда, потому что наши предки считали, что смерть уравнивает всех. Они считали, что смерть нельзя приближать, ее нельзя бояться, и непременно надо уважать. Умерший человек не принадлежит этому миру. Он уже не здесь - вот, что важно.
Пройдет время, зарубцуется рана у тех, кто хорошо знал умершего, - тогда, наверное, настанет время обсуждать и личность и дела ушедшего. Но хамство над свежевырытой могилой... Это пошлость? Мерзость? Потеря всего человеческого? А как назвать обсуждение этого хамства?
Хамят не только ушедшим, но и тем, кто серьезно заболел. Замечательный эстрадный певец попал в больницу. Сотни, если не тысячи откликов: "Пить надо меньше!" Совсем, что ли, злобу девать некуда?
А тут заболел писатель-сатирик. Заболел настолько серьезно, что отменил все свои выступления и целиком сосредоточился на лечении.
Писатель-сатирик не может всем нравиться: тогда он и не писатель, и не сатирик. И вот некий, мало кому известный человек пишет письмо под лозунгом "Так тебе и надо!" Письмо состоит из всякого рода гадостей, в большей или меньшей мере хамских.
Это письмо стали со страстью обсуждать! Обсуждать того, кто остро почувствовал дыхание смерти. Обсуждать того, кто более всего сейчас нуждается в спокойствии и положительных эмоциях. Сводить счеты с тем, кто слаб, ведь, когда он был силен, у труса не хватило смелости с ним спорить. Кто-то возмущается, кто-то соглашается... Спор идет рядом с постелью очень серьезно больного человека.
Когда великий наш актер и режиссер Михаил Козаков узнал, что у него рак, он с больничной койки позвонил в Израиль своей бывшей жене Анне, от которой за несколько лет до этого ушел к другой женщине. Михаил Михайлович сказал, что лежачего не бьют, и просил о прощении и возвращении. Анна приняла его. Пыталась лечить. Он умер у нее на руках. Это факт обнародованный, потому я пишу о нем спокойно. Вот, на мой взгляд, пример - хотите христианского, хотите - просто человеческого отношения.
Читать морали про все про это - не хочу. Я ни разу ни морализатор. Это ведь не столько даже колонка, это крик.
Авось кто-нибудь да услышит.