Конгресс ударил Трампа по руке, протянутой Москве

Президент США Дональд Трамп намерен поставить свою подпись под законопроектом, расширяющим санкции против Ирана, КНДР и России. Изначально администрация противилась документу. Но после того, как конгресс, где и был разработан билль, одобрил его практически единогласно, вето президента стало бессмысленным - эти меры все равно бы вступили бы в силу, поскольку в обеих палатах их поддержали свыше 2/3 депутатов.

Трамп проглотил "пилюлю" санкций

Жизненное кредо Трампа - только победа. Он терпеть не может поражений и публично никогда не признает свои неудачи и ошибки, даже если они очевидны окружающим. Вот и в этот раз в Белом доме попытались изобразить хорошую мину при плохой игре.

"Президент ранее ознакомился с черновиками документа и вел переговоры по критически важным элементам, - заявила его пресс-секретарь Сара Сандерс. - Теперь он изучил финальную версию и, поскольку его позиция была учтена, поддерживает билль и намерен подписать его". Она не уточнила, когда именно Трамп намерен поставить свою подпись. По регламенту президент США должен принять решение в течение 10 дней после одобрения билля конгрессом.

Пресс-секретарь также не пояснила, в чем именно конгрессмены учли позицию президента. Изначально администрация выступала против инициативы Капитолийского холма из-за того, что та по сути передает в руки конгресса часть внешнеполитических полномочий президента. А именно, законопроект обязывает Дональда Трампа получать разрешение законодателей на любое смягчение рестрикций, хотя традиционно в США это прерогатива исполнительной власти. Это возражение Белого дома публично было ключевым, но конгрессмены его проигнорировали и сохранили положения о надзоре в финальной версии.

Впрочем, на попытки Белого дома сохранить лицо местные комментаторы не купились. "Трамп проглотил горькую пилюлю по России", - метко указывает заголовок в газете Politico. "Трамп противился законопроекту, урезающему полномочия исполнительной власти, но столкнулся с перспективой унизительного преодоления своего вето конгрессом", - констатирует Washington Post.

Первые попытки конгресса закрепить и расширить санкции против России предпринимались сразу после инаугурации Дональда Трампа, еще в январе 2017 года. Предлогом стали приписываемые РФ попытки влияния на прошлогодний предвыборный процесс в США, которые в Москве категорически отвергают. Однако тогда администрации удалось убедить союзников-республиканцев, контролирующих обе палаты конгресса, придержать санкционную инициативу и дать президенту время выстроить свою позицию по отношению к Москве.

Конгрессмены ждали, что Трамп согласится с выводами разведсообщества США о "российском влиянии" и даст отпор Кремлю. Но хозяин Белого дома до сих пор подвергает сомнению эту доминирующую в Вашингтоне точку зрения. Кроме того, на Капитолийском холме встретили с подозрением робкие попытки президента восстановить каналы диалога с Москвой. Указанный законопроект стал негласным выражением недоверия политике Трампа. Законодатели взяли дело в свои руки, намереваясь осуществлять надзор и ограничивать Белый дом на российском направлении.

Санкции ради дружбы

Комментарии местной прессы в основном звучат в том духе, что это рушит перспективы потепления в двусторонних отношениях. "Это практически перечеркивает надежды на свежий старт с Москвой, который президент обещал, когда пришел к власти", - полагает Washington Post.

Принятие законопроекта - безусловно шаг назад, хотя, казалось бы, уже и некуда. Кроме того, цементирование антироссийский рестрикций в форме закона означает, что это раздражитель еще долго будет отравлять атмосферу диалога Вашингтона и Москвы, в том числе и по другим направлениям.

Президент США должен принять решение в течение 10 дней после одобрения документа конгрессом

"Почти единогласное голосование за санкционное законодательство в конгрессе отражает сильное желание американского народа увидеть действия России, направленные на улучшение отношений с США", - заявили в госдепартаменте США. Неуклюжая формулировка заставила российских дипломатов удивленно приподнять брови. "Заявление госдепа не может вызывать ничего, кроме недоумения, - подчеркнули в пресс-службе посольства РФ в США. - В Вашингтоне так и не поняли, что методы давления и нажима в отношении России не работают и уж тем более санкциями не добиться улучшения отношений". "Санкции США - лишь ради улучшения отношений и дружбы с Россией", - поиронизировал член Совфеда РФ Алексей Пушков.

В то же время в обеих столицах, похоже, осторожно сигнализируют о том, что, несмотря на очевидный негатив, готовы перевернуть эту страницу и идти дальше. В госдепартаменте США выразили надежду, что "удастся наладить сотрудничество между двумя странами по важным глобальным проблемам и необходимость в санкциях отпадет".

Отметим, что администрация Дональда Трампа отзывается о документе без особого энтузиазма и ни на одном этапе не пыталась способствовать его скорейшему принятию. Вся инициатива по биллю принадлежала законодателям. Кроме того, в контексте саги вокруг санкций ни президент, ни госсекретарь Рекс Тиллерсон не делали никаких заявлений об отказе от курса на налаживание отношений с Москвой.

Однако ситуация с принятием законопроекта продемонстрировала, что какими бы ни были намерения Белого дома, президенту-новичку будет крайне непросто прорубать тропу диалога с Москвой в вашингтонских политических джунглях, обитатели которых сделали антироссийские нападки своим оружием против Дональда Трампа. В этот раз джунгли заставили президента отступить. Захочет ли Трамп искать новые тропинки? Сумеет ли протянуть руку Москве через заросли твердолобого мышления "холодной войны", доминирующего на Капитолийском холме? И не ударят ли конгрессмены по этой руке еще раз? Наконец, на кого ориентироваться в оценке реальной политики Вашингтона в отношении России - на президента или на конгресс? Для Москвы это теперь вопросы открытые.

Кадровая чехарда

Минувшая неделя завершилась наиболее существенной кадровой заменой в администрации Дональда Трампа. После нескольких дней драмы и интриг президент объявил об отставке главы аппарата Белого дома Райанса Прибаса, место которого займет генерал Джон Келли, до этого возглавлявший министерство внутренней безопасности (МВБ) США.

Глава аппарата - самая старшая из невыборных должностей в иерархии Белого дома. Отставка Прибаса увенчала первую крупную волну перестановок в новой администрации. Перемены назревали. Вокруг Белого дома не утихают скандалы, в том числе вызванные постоянными утечками из окружения главы государства, которые президент требовал прекратить. А обещанные им внутренние реформы без конца буксуют на Капитолийском холме. Сложно возложить вину за это исключительно на главу аппарата. Но в любом случае, несмотря на высокую должность, у Прибаса не получалось консолидировать нити рабочего процесса в своих руках и привнести дисциплину в Белый дом, где развернулась острая борьба за влияние между различными группами советников. Кроме того, с учетом связей с партийной верхушкой Прибас был призван стать эффективным координатором работы администрации с конгрессом, но большого прогресса в продвижении повестки президента достичь не удалось.

Принятый документ рушит перспективы потепления в отношениях России и США

В результате, по слухам в местной прессе, в Прибасе разочаровалась семья президента, имеющая на него существенное влияние - зять Джаред Кушнер и дочь Иванка Трамп, занимающие должности советников, а также супруга Меланья Трамп. О проблемах главы аппарата красноречиво сказало и то, что когда новоиспеченный директор Белого дома по коммуникациям Энтони Скарамуччи повел агрессивную атаку на Прибаса, на его защиту в консервативных кругах практически никто не поспешил, в том числе и сам президент. В конечном итоге глава аппарата и несколько лояльных ему сотрудников, включая пресс-секретаря Шона Спайсера, были определены на политическое заклание. Их уход призван подвести черту под суматошными и не очень результативными первыми шестью месяцами работы новой администрации.

Вопрос в том, сумеет ли Келли привнести дисциплину в Белый дом? Спонтанность и отсутствие четкой организационной структуры были фирменным стилем предвыборного штаба Дональда Трампа, который сменил трех руководителей. Каждый пытался дисциплинировать импульсивного кандидата, но в этом не преуспевал. Келли столкнется с теми же вызовами, что и его предшественники. Это манера президента вести политику через "Твиттер", не удосуживаясь консультироваться с советниками или хотя бы ставить их в известность о своих планах. Это, по выражению пресс-секретаря Сары Сандерс, поощрение президентом "здоровой конкуренции" между сотрудниками, что пока на практике выливалось во внутренние распри и интриги, затмевавшие по своему драматизму популярный сериал "Карточный домик" (англ. "House of Cards"). Это привычка Трампа советоваться с многочисленными знакомыми, не имеющими никакого формального отношения к Белому дому. Наконец, это большое влияние на президента членов его семьи, прежде всего зятя и дочери, которые в тени ведут свою собственную политическую линию.

Из первых уст

Сергей Лавров, министр иностранных дел России:

- Россия по-прежнему готова к нормализации двусторонних отношений с США и сотрудничеству по важнейшим вопросам международной повестки дня, однако это возможно лишь на основе равноправия, взаимного уважения и выстраивания баланса интересов.