За 10 лет количество ДТП на российских дорогах уменьшилось на 54%

С 2006 до 2016 года автопарк в Российской Федерации увеличился с 35,89 млн до 57,11 млн автомобилей. При этом общее количество ДТП на российских дорогах уменьшилось на 54%, число погибших - на 47%, раненых - на 56%. Конечно, это не случайность, а следствие принятой в 2005-2006 гг. политической стратегии на сокращение количества ДТП, а также числа погибших и раненых в них людей.

С середины 2000-х Госавтоинспекцией, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями и представителями социально-ответственного бизнеса на территории страны проводятся информационно-профилактические мероприятия, кампании и акции, направленные на повышение уровня знаний в области дорожной безопасности, физиологии ДТП и возможностей для снижения их последствий. Со стороны бизнес-сообщества значительный вклад в этот сегмент был внесен Российским союзом автостраховщиков (РСА), а также известными автопроизводителями.

Игорь Юргенс, президент Российского союза автостраховщиков (РСА): "Целью наших совместных проектов является сохранение жизни и здоровья наших граждан на дорогах страны. При определении целей, задач и инструментов реализации проектов мы исходили из того, что в мире в последнее время по вопросам дорожно-транспортной безопасности произошли крупные положительные изменения во взглядах, понимании и практике предупреждения дорожно-транспортного травматизма. Суть этих взглядов в следующем: травмы в результате ДТП в значительной степени предсказуемы, а поэтому предупреждаемы. Эта проблема создана человеком и поддается рациональному анализу и контрмерам".

Безопасности надо учить

Каждая кампания по профилактике представляет собой точечное мероприятие, направленное на отдельные категории участников дорожного движения: пешеходов, водителей, пассажиров, детей, грузопассажирские перевозки и т.д. Сделано это для того, чтобы не размывать границы проблемы, давать блоки знаний целенаправленно.

Возьмем, к примеру, пешеходов - людей, которые в правила дорожного движения заглядывают, но крайне редко. Как им рассказать, что в этой книге есть целая отдельная глава, дающая все варианты ответа на вопрос, почему пешеход иногда бывает и не прав? Только пропагандой, и это - тот редкий случай, когда негативный контекст у этого слова отсутствует. "Пешеход на переход", "Засветись!", "По правилам" - названия лишь малой части кампаний, которые за прошедшие десять лет рассказывали пешеходам о том, что написано в 4-й главе правил дорожного движения "Обязанности пешеходов". Результат проведенной работы можно посмотреть в официальной статистике аварийности: за последние десять лет число погибших пешеходов снизилось более чем в половину (на 54%, с 12 763 до 5 931 человек в год), раненых за этот же период уменьшилось на 42%.

Культура начинается с ремня

Еще одни участники дорожного движения, которые, к сожалению, не читают ПДД, - это пассажиры. То есть, те, кого везут, кто надеется на чье-то честно заработанное водительское удостоверение. И хотя, согласно правилам, водитель действительно обязан заботиться о безопасности пассажиров, травмы, полученные из-за непристегнутого ремня, не утешат того, кто, сев в автомобиль, поленился защелкнуть замок лямки. Специально для пассажиров в 2010 году проводилась кампания "Право пассажира", которая помимо раздаточных материалов и квестов, предусматривала демонстрацию эффективности использования ремня безопасности для снижения последствий ДТП у тех, кто не у руля.

"Право пассажира" - следствие большой предшествующей работы. Еще в 2007 году в рамках поставленного курса на снижение статистики ДТП было проведено масштабное исследование, показавшее, что ремнями безопасности пристегивается лишь 32% водителей. Анализ данных этого исследования отразился в работе первой крупной социальной кампании по безопасности российских дорог - "Движение без опасности", ставшей впоследствии самым обсуждаемым проектом года. Главной целью этой кампании разработчики видели нивелирование стереотипа, что ремни безопасности - это "не круто". По итогам кампании - объяснений, демонстраций и доказательств - процент пристегивающихся вырос до 39%, однако цифра не удовлетворила разработчиков, и в 2008 году ими была запущена другая кампания - "Ремни", которая удвоила результат и убедила пристегиваться 62% водителей.

Тех же, кто упорствовал и продолжал игнорировать правила, стали воспитывать рублем: был увеличен размер административного штрафа, предусмотренный за нарушение статьи 12.6 КоАП РФ "Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов". Со 100 рублей или предупреждения в 2007-м году он вырос до 500 рублей, а в последствии до 1 тыс. рублей.

В 2011-2012 годах социологические опросы зафиксировали 81% водителей, которые пристегиваются всегда, 15% - иногда. А тех, кто предпочитает штрафы и риск получить травмы, насчитали лишь около 4%. На сегодняшний день количество пристегивающихся водителей стабильно в районе 73%, передних пассажиров - 78%, задних пассажиров - 26%.

Виктор Кирьянов, генерал-полковник полиции, член группы высокого уровня при ООН, глава Российской автомобильной федерации (РАФ): "Россию признали одним из лидеров в области обеспечения безопасности дорожного движения. Мы не стоим на месте, законы постоянно меняются, усиливается ответственность за те или другие нарушения правил дорожного движения, мы все это видим. Например, даже такой простой вопрос безопасности, как пользование ремнями безопасности, - вы, наверное, обратили внимание, что сейчас водители уже не считают стыдным пристегиваться ими, все чаще видим водителей и пассажиров, которые пристегиваются ремнями безопасности, и, конечно, тяжесть последствий при возможных автопроисшествиях уменьшается.

Каждый год в России прирост транспорта - примерно на 5,5% в последнее время. Это огромная цифра, примерно 2,8 млн. автомашин, которые выходят на дороги. Тут необходимы комплексные меры: это и подготовка водителей, и работа по пешеходам, детской безопасности, работа с детьми в школах, взаимодействие со студенчеством. Мы видим, как открываются новые автогородки, школьные площадки, даже в детском садике мы уже начинаем учить детей правилам безопасного движения. То есть это комплексная работа, которая позволяет увидеть конечный результат наших инициатив".

Водитель - "всегда не прав"

По общепринятой в среде автоэкспертов системе ВАДС (синтеза элементов "Водитель", "Автомобиль", "Дорога", "Среда") в 84% случаев ДТП виноват водитель. С 2006 по 2016 гг. ДТП из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств уменьшилось с 187 531 до 150 860 случаев.

Основными причинами аварий по вине водителей являются, в первую очередь, несоблюдение правил дорожного движения, недостаточная отработка навыков или, наоборот, излишняя самоуверенность, что часто присуще молодым водителям, специально для которых в нашей стране начиная с 2014 года в рамках глобальной социальной программы при поддержке известной компании-автопроизводителя в партнерстве с экспертным центром "Движение без опасности" и Госавтоинспекцией МВД России реализуется масштабный проект - "Академия безопасного вождения". За четыре года существования программы более 6,5 тысяч начинающих российских водителей из 16 регионов прошли бесплатное обучение навыкам защитного вождения.

Самой вопиющей и безобразной причиной аварий остается езда в нетрезвом виде. Водителей не пугают ни санкции, ни тюрьма, ни риск остаться без прав и покалечить жизнь себе и другим. Для борьбы с пьянством за рулем в 2009 году была проведена акция "Выпил - не заводись!", в рамках которой была создана инсталляция, представляющая собой 12-метровую бутылку, наполненную искореженными обломками машин нетрезвых водителей.

Впоследствии этот "памятник" был скопирован другими странами, что свидетельствует об актуальности проблемы не только для России.

В автомобиле - ваши дети

Равнодушных к здоровью детей в здоровом обществе быть не может. Поэтому даже постоянно снижающая статистика по количеству ДТП с пострадавшими детьми не может вызывать положительных эмоций. В этой графе статистики любая цифра больше 0 - ужасная цифра. И тем не менее работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма проходит плодотворно. За 10 лет количество ДТП с участием детей снизилось с 24 930 случаев до 19 269. Гибнуть детей тоже стало меньше: 1 276 детей погибло в 2006 году, 710 - в 2016-м. Более чем на 5 тысяч уменьшилось число пострадавших детей.

С целью снижения количества погибших и пострадавших в ДТП детей-пассажиров, а также информирования родителей о необходимости использования автокресла, с 2011 года в России ежегодно проводится всероссийская кампания "Автокресло - детям!". В рамках нее в регионах страны проходят приключенческие квесты "Сокровища Кресландии", к участию в которых привлекаются взрослые и дети. На федеральных телеканалах и в кинотеатрах проходит трансляция ролика "Подсказки", призывающего родителей использовать автокресло при перевозке детей. К этим же действиям призывают и аудиоролики на радио, озвученные медийными лицами.

Постоянное поддержание темы детской дорожной безопасности в фокусе общественного внимания способствует увеличению числа родителей, использующих ДУУ (детские удерживающие устройства): с 32% (на середину 2011 г.) до 51% (на апрель 2013 г.) по данным опроса ВЦИОМ. В 2017 году по данным такого же опроса число родителей, владеющих ДУУ, составило уже 69%, при этом именно автокреслами пользуются 79%.

На законодательном уровне одним из важных результатов работы в вопросе мотивации родителей к ответственной перевозке детей в автомобиле стало внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушение требований к перевозке детей, установленного частью 3 статьи 12.23 в 6 раз: до сентября 2013 года - 500 рублей, с сентября 2013 года - 3 тыс. рублей.

В 2017 году была также исправлена формулировка по использованию ДУУ в Правилах дорожного движения: из Правил исключили понятие "иные устройства", которое раньше могло неправильно транслироваться и подвергать опасности жизнь и здоровье маленьких пассажиров.

Наталья Агре, президент экспертного центра "Движение без опасности", зампред Общественного совета Минтранса РФ: "Наша гордость - образовательная и пропагандистская программа по детским автокреслам. Была проведена большая разъяснительная работа, и повысилось использование кресел в разы.

Мы постоянно общаемся с медиками, изучаем данные по автоавариям, в том числе с участием детей. Благодаря большой работе в этой области, мы добились расширения карточки ДТП по авариям с участием детей, ввели туда три страницы новых данных, которые позволяют анализировать все детали. По нашей просьбе травматологи не только дают заключения о травмах сразу после аварии, но и наблюдают за последствиями в дальнейшем. Основываясь на обширных данных статистики, мы пришли к выводу, что основная проблема - это неиспользование или использование некачественных детских автокресел.

Как следствие, повысили штраф за отсутствие кресла, исключили из перечня разрешенных детских удерживающих устройств формулировку "иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности", поставили задачи перед Минпромторгом и Росаккредитацией о качестве продукции".

Учиться никогда не рано

Дети - это будущие взрослые. Поэтому формировать культуру дорожного движения необходимо с первых дней жизни. Сначала в семье, потом - в образовательных организациях, где важно обращать внимание на подготовку педагогических кадров. На сегодняшний день в любом регионе нашей страны есть сотрудники подразделений Госавтоинспекции, которые оказывают представителям органов образования методическую помощь при подготовке программ обучения, а также практическую помощь в проведении семинаров и занятий с педагогами. Для этих целей также создано огромное количество кампаний, методических материалов, интерактивных программ.

Начальник отдела пропаганды БДД и профилактики ДДТТ ГУОБДД МВД России полковник полиции Максим Германович Белугин считает, что использование педагогами образовательных организаций совместно с сотрудниками Госавтоинспекции альтернативных форм и методов обучения детей, таких, как, например, проект "Шагающий автобус" или "Схема безопасных маршрутов движения "дом-школа-дом" эффективно отражаются на формировании дорожной культуры. Совместная работа позволяет обратить внимание взрослых на актуальные вопросы безопасности детей-пассажиров, детей-пешеходов и детей-водителей велосипедов или скутеров и мопедов, управлять которыми с ноября 2013 года можно только с 16 лет при наличии водительского удостоверения категории "М".

Однако и такая совместная работа не позволяет охватить всех детей и уделить пристальное внимание отдельным вопросам дорожной безопасности. Поэтому в рамках Федеральной целевой программы тема детского дорожно-транспортного травматизма широко пропагандируется в СМИ: на интернет-ресурсах (промо-роликами, такими как "Челюсти" в рамках кампании "Дистанция"), по радио ("Вместе за безопасность" - информационно аналитическое ток-шоу о безопасности дорожного движения, культуре поведения на дорогах) и ТВ (игровой обучающий сериал "Семья Светофоровых").

Подобные кампании инициируются каждый день: курс на снижение статистики ДТП поддерживается и обществом, и государством. 14 марта 2016 года в Ярославле на заседании президиума Государственного совета, посвященном вопросам безопасности дорожного движения, Президент России Владимир Путин положительно отметил работу по десятилетней профилактике дорожно-транспортного травматизма и подчеркнул важность социальных кампаний в достижении этой цели. Он также дал большой перечень поручений, направленных на дальнейшее улучшение результатов этой работы.

Так в исполнение одного из поручений Президента в текущем году стартовала федеральная программа "Лаборатория безопасности" по созданию в регионах Российской Федерации специальных центров по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Светлана Орлова, губернатор Владимирской области: "Мы понимаем, что обучать детей безопасному поведению на дорогах необходимо с самого юного возраста. Много автогородков для детей быстро не построить, а мобильный автогородок - это решение. Это - лаборатория, которая может добраться до любого уголка области. Мы рассчитываем, что дети, прошедшие здесь обучение, в дальнейшем будут грамотными водителями и законопослушными людьми".

К настоящему моменту они открыты уже в десяти регионах страны: Тульской, Костромской, Тамбовской, Смоленской, Владимирской, Калужской, Ярославкой, Воронежской, Ленинградской областях и Республике Хакасия. В общей сложности за два года реализации программы планируется открыть и наладить работы центров в 30 субъектах Российской Федерации.

Кроме автогородков, 2017-й год был отмечен проведением очередной социальной кампанией для пешеходов "Сложности перехода", реализуемой Госавтоинспекцией, РСА и экспертным центром "Движение без опасности". Сейчас в рамках Федеральной целевой программы проходит кампания "Навстречу без опасности", которая охватывает три региона: Чеченскую Республику, Кабардино-Балкарскую Республику, а также Республику Северная Осетия-Алания. Для второго десятилетия профилактики дорожно-транспортного травматизма это - начало неплохое. Но о том, как старт второго десятилетия профилактики дорожно-транспортного травматизма согласуется с его финалом, судить будем в 2027-м.

Материал подготовлен в рамках
Федеральной целевой программы
"Повышение безопасности дорожного
движения в 2013-2020 годах"
.