В Москву приезжает один из самых необычных художников современности Тино Сегал. Исполняемые им вживую произведения никогда не фиксируются на фото и видео. Работы Сегала до 14 сентября можно будет увидеть на двух площадках - в Новой Третьяковке (так теперь называется Третьяковская галерея на Крымском валу) и в Музее архитектуры им. А.В. Щусева, образовательная программа пройдет в Новой Третьяковке и в Государственной галерее на Солянке. Неуловимый художник, чьи работы никогда не оказывались на страницах каталогов да и вряд ли окажутся, Тино Сегал родился в Британии в семье пакистанского беженца и немецкой домохозяйки. Свою карьеру он начинал как танцор. Свои работы он называет не перформансы, а конструирование ситуаций. Его выставки проходят по всему миру - от Музея Гуггенхайма до Тейт Модерн. И, кстати, его работы покупаются и продаются. Музеи устно заключают договоры на демонстрацию его "сконструированных ситуаций". При этом Сегал, как правило, присутствует на показе лишь в первые дни, а затем его спектакли воссоздают специально нанятые им актеры. В Москву Тино Сегал приедет впервые, и упускать возможность побывать на его перформансе просто непростительно.
4 августа в Дарвиновском музее уже по традиции стартует 3-й Фестиваль подводной фотографии "Дикий подводный мир". Даже если вы не очень интересуетесь флорой и фауной, мимо портретов и пейзажей обитателей морских глубин вы вряд ли сможете пройти. Более пятидесяти подводных фотографов России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Швеции, Германии, Финляндии, Канады, Индонезии и Таиланда представят 100 новых подводных работ, сделанных в разных морях, океанах и озерах планеты. На этапе зарождения жанр подводной фотографии был далек от решения художественных задач. Его назначение было в научном освоении морских глубин. А первые профессиональные подводные снимки были сделаны с российского судна. В 1856 году родоначальник российского подводного флота немецкий ученый Вильгельм Бауэр сделал первые подводные снимки с борта первой же российской подлодки "Морской черт", испытанной в порту Кронштадта.
Кстати, фестиваль "Дикий подводный мир" не только и не столько московский проект: в прошлом году он проходил также в Обнинске и Угличе, собрав в общей сложности несколько тысяч зрителей. В этом году фестиваль привезут в Кисловодск, Саранск, Грозный, Набережные Челны и Минск.
В Парке им. Горького открылась выставка "Юрий Любимов. Современникам". В 2017-м году театральный мир будет отмечать столетие со дня рождения знаменитого театрального режиссера. Проект передвижной. Выставка в Парке Горького продлится до 13 августа, затем продолжится в парке Сокольники и завершится осенью экспозицией в Электротеатре "Станиславский". Проект состоит из портретов Юрия Петровича и редких фотографий из личного архива семьи Любимова, которые сопровождаются его высказываниями-размышлениями о жизни и искусстве, в них - его гражданская позиция и взгляд на важнейшие проблемы современности.
Специально к выставке приурочен выход книги "Код Любимова", которую выпускает "Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю.П. Любимова" по инициативе Каталин Любимовой, вдовы режиссера. "Код Любимова" - сборник метких фраз Юрия Петровича о времени, себе, театре, профессии.
На первой линии ГУМа откроется выставка "ВДНХ. Архитектура. События. Люди". 100 редких фотографий, многие из которых никогда не публиковались, из собрания Мультимедиа Арт Музея, архивов информационного агентства ТАСС, ВДНХ и современных фотографов, посвященная истории ВДНХ с 1939 года по сегодняшний день. Среди участников - Юрий Пальмин, Дмитрий Чистопрудов, Александр Скворцов, Кирилл Смирнов, Вивиан Дель Рио и другие. Как менялась главная выставка страны, какие события проходили на ВДНХ, как по павильонам гуляли известные люди страны - Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и другие. Экспозиция выстроена хронологически и делится на периоды: 1930-1940-е, 1950-1960-е, 1970-1980-е, 1990-2000-е, 2014-2017 годы. Фотовыставку дополнят видеоматериалы о ВДНХ. На экране, установленном рядом с экспозицией, будет транслироваться архивное историческое видео, а также видеоряд о планах развития ВДНХ.
14 августа в "Гараже" откроется выставка "Музыка на костях", посвященная подпольной музыкальной культуре в СССР. В конце 1940-х - начале 1960-х изобретательные советские меломаны использовали трофейные и самостоятельно изготовленные рекордеры, чтобы подпольно копировать на рентгеновские снимки музыку, не входившую в дозволенный цензурой репертуар. Эту музыку называли "записанной на костях", потому что на снимках были видны части скелета. На них записывали рок-н-ролл, эмигрантскую, блатную музыку. В середине 1960-х появление катушечных магнитофонов положило конец этому удивительному феномену, и постепенно подпольный рынок этих артефактов исчез. "Это - отпечатки боли и травм c записанными звуками запрещенного удовольствия, хрупкие фотографии внутренностей советских граждан, покрытые призрачной музыкой, тайно любимой ими, тонкие носители панковского протеста; это - "рентгениздат". В культуре, где звукозаписывающая индустрия была под тотальным контролем государства, меломаны открыли удивительный альтернативный способ тиражирования", - рассказывает куратор выставки Стивен Коутс.