Руководитель столичной проектной организации Вильгельм Казарян сообщил: исследования специалистов показали, что металлические канаты моста за 50 лет эксплуатации ослабли примерно на 10 процентов.
- Канаты в любом случае надо усиливать, и делать это необходимо при каждом капитальном ремонте не реже чем раз в 15 лет, - уточнил он. - Я не хочу никого пугать, но, если этого не сделать, мост может обрушиться. В городе Велиже Смоленской области через два года после ремонта мост через реку Западная Двина после прохождения колонны тяжелой военной техники просел на 51 сантиметр, на нем появились трещины до 9-15 сантиметров. Для жителей пришлось экстренно организовывать речную переправу, людей перевозили на лодках и вездеходах, ремонт занял два года.
Если проект ремонта моста вовремя не скорректировать, то при прохождении тяжелых фур и костромской мост, составляющий часть федеральной трассы, может не выдержать.
- Сейчас идут фуры весом в 120 тонн. Это может привести к страшнейшим разрушениям. Усиление поможет мосту справиться с нагрузкой, которая постоянно увеличивается, - считает проектировщик. При этом он подверг критике финальный проект ремонта: за счет выноса тротуаров на консоли за пределы моста проезжую часть можно было расширить с четырех полос до пяти, сделав движение более свободным и безопасным. Примеры таких технических решений у специалистов есть. Однако в Костроме об этом почему-то никто не подумал.
Сейчас между организациями, которые занимались подготовкой проекта ремонта моста, идет судебный процесс. По словам Казаряна, костромская организация, которая заказывала его фирме проект усиления моста, "в последний момент отказалась от заказа".
В суде представитель костромского подрядчика иск не признал, пояснив, что на самом деле мосту усиление не требуется, а техническое задание столичной фирме для этого не выдавалось.
С заказчиком проекта согласился заместитель главы администрации Костромы Олег Болоховец.
- По результатам обследования, проведенного в 2016 году институтом "ИМИДИС" со вскрытием тросов преднапряженной арматуры, было дано заключение, что они находятся в хорошем состоянии, - заявил он. - Никакой опасности и необходимости для проведения дополнительных усилений несущих конструкций нет.
Между тем ситуация с мостом заметно осложнила дорожное движение в Костроме. С 9 июля ремонтная организация, выигравшая тендер на ремонт моста стоимостью 640 миллионов рублей, приступила к работам. Она перекрыла две из четырех полос движения на переправе. Местный и транзитный транспорт, следующий по коридору Москва - Кострома - Киров - Пермь, встал в многокилометровых пробках.
Предвидя осложнения, активисты общественного движения "Новый мост - Костроме" разместили в Интернете петицию с требованием приостановить капитальный ремонт действующего моста до строительства нового.
- Представители законодательной и исполнительной власти Костромы вместо того, чтобы найти источники денежных средств для строительства нового моста, приняли решение произвести ремонт старого моста. Однако все до единого прекрасно понимают, что всю тяжесть двухгодовалых, мягко говоря, транспортных неудобств, которые возникнут в процессе ремонта, будут испытывать в первую очередь жители города и области, - написал автор петиции Денис Кулиш.
За два месяца петиция собрала более четырех тысяч подписей. Ранее жители Костромы дважды инициировали создание петиций за постройку второго моста, однако ни одна из них не смогла набрать необходимых 100 тысяч голосов.
По данным властей, сметная стоимость строительства второго моста через Волгу с учетом транспортных развязок оценивается в 26 миллиардов рублей, в то время как годовой бюджет Костромы составляет только 4 миллиарда. По данным проектировщиков, непосредственно мост может стоить около 15 миллиардов. Еще около полумиллиона рублей необходимо заложить на проектно-сметную документацию. Для Костромской области, госдолг которой превышает цифру в 146 процентов от собственных доходов, такие траты на один инфраструктурный объект, пусть даже очень важный, непосильны.
Как рассказала в беседе с "РГ" начальник отдела по работе со средствами массовой информации администрации города Костромы Ольга Кокоулина, о строительстве второго моста через Волгу речи сейчас не идет.
Зная транспортную ситуацию, власти города еще в июне этого года внесли изменения в схему движения вокруг моста. Ближайшие улицы сделали односторонними, движение фур по мосту запретили с шести утра до 23 часов, для общественного транспорта организовали выделенные полосы, а часть пассажиров с личных авто убедили пересесть на дополнительные автобусы, электрички и бесплатный речной трамвай. Для контроля за транспортным потоком на улицах, где чаще всего случаются заторы, установили видеокамеры, благодаря которым водители в режиме онлайн могут оценить дорожную ситуацию. Однако полностью решить проблему пробок все эти меры не помогли.
Особенно от дневного запрета движения большегрузного транспорта по мосту страдают водители фур. Ежедневно им приходится проводить в ожидании "зеленого сигнала" по 12-16 часов. Очередь из большегрузов на подступах к Костроме стоит едва ли не от самого Ярославля. При этом водители фур жалуются, что никаких условий для них на подъездах к городу не создано: постепенно обочины дорог превращаются в одну большую свалку. Выслушав претензии перевозчиков, в мэрии пообещали уже в ближайшее время установить для дальнобоев на выездах в сторону Волгореченска и Ярославля биотуалеты и контейнеры для сбора мусора.
В самой Костроме в рабочие дни пробки на подступах к мосту заполоняют все прилегающие улицы, начиная от самого въезда в город. Автолюбители из Заволжья, привыкшие выезжать на работу в центр за полчаса до начала трудового дня, начали фиксировать антирекорды по скорости прохождения переправы.
Некоторые жители Заволжья отказом от личных авто не ограничились. По данным сотрудников риелтерских агентств, в последние недели в Костроме увеличилось количество объявлений о сдаче в наем заволжских квартир. Чтобы не стоять в пробках, многие владельцы недвижимости решили сдавать свое жилье в некогда любимом "спальном" районе в обмен на арендованные квадратные метры в центральной части Костромы. Однако рынок немедленно отреагировал на подобный "перекос" в тандеме спроса и предложения: стоимость аренды жилья в левобережной части города после начала ремонта моста заметно возросла, а в правобережной, наоборот, резко упала. Сейчас сдать приличную "двушку" за Волгой дороже, чем за 10 тысяч рублей, довольно сложно. Разница в стоимости аренды благоустроенной двухкомнатной квартиры на разных берегах составляет пять тысяч рублей и более. При средней зарплате в 22 тысячи рублей такой разброс цен стал для многих горожан довольно весомым. Однако многие все же готовы идти на финансовые потери в обмен на комфорт.
Со временем в Костроме стало появляться все больше автолюбителей "со сдавшими нервами". Нарушения правил и конфликты на дорогах вынудили полицейских начать усиленные рейды в окрестностях моста. Как рассказали в региональном УМВД, специальные посты появились в трех "точках" на улице Магистральной.
- Полицейским была поставлена задача выявить любителей быстрой езды, использующих полосу, предназначенную для движения маршрутных транспортных средств. За три часа работы к административной ответственности был привлечен 51 водитель, - сообщили в ГИБДД.
В полиции пообещали, что аналогичные проверки в "час пик" теперь будут проводиться регулярно на обоих берегах Волги.
Состояние костромского моста, связывающего крупнейшие города Центральной России с Уралом и Сибирью, по результатам обследований было признано аварийным. Конструкция, построенная в 1970 году, ни разу капитально не ремонтировалась. При проектной пропускной способности в 6 тысяч авто в день сейчас мост испытывает серьезные перегрузки: ежедневно по нему проходит порядка 50 тысяч машин, среди которых более пяти тысяч грузовиков.