Олег Николаевич, подобных предприятий в стране - единицы. Как вы думаете, почему инвесторы не спешат вкладывать в грибное производство?
Олег Логвинов: Если мы посмотрим на развитие агропромышленного комплекса с начала 1990-х годов, то увидим: все эти годы уделялось много внимания животноводству, растениеводству. Никто не думал об импортозамещении, просто насыщали рынок, удовлетворяя потребности россиян в этой продукции. Важно, что для этого разрабатывались и действовали различные государственные программы поддержки производителей. И мы видим результат - сейчас мы полностью обеспечены этими отечественными продуктами. А вот на рынке грибов российский товар составлял от семи до 12 процентов. Остальную долю занимал польский гриб. Более того, внутреннее производство всегда было кустарным. И с 2014 года, когда ввели санкции, изменилось мало что. Гриб как шел к нам из Белоруссии, так и продолжил идти. Однако наконец заговорили о том, что этот бизнес интересен.
Почему вы решили заняться производством грибов?
Олег Логвинов: Наше предприятие, да и другие, которые стали появляться в стране в последние годы, - создано на страх и риск инвесторов. Однако важно еще и поблагодарить наших партнеров - банки, которые, поверив в нас, дали кредиты, и региональные власти, которые тоже помогли осуществить задуманное.
Если же говорить об экономике, то мы увидели: есть потребление внутри страны, а производства нет. За три-четыре года можно насытить рынок собственными грибами. Ведь до санкций в России потребляли примерно 75 тысяч тонн шампиньонов. Заметьте, я сейчас говорю о тех грибах, которые были проданы свежими. Так вот, после санкций, а также девальвации рубля, когда цены на гриб подскочили практически в два раза, - потребление упало до 50 тысяч тонн.
Тут свою роль сыграло и усложнение логистики: гриб не тот продукт, который может много дней провести в дороге. В итоге же - пока его привезут из-за границы, оформив множество документов, на прилавок уже поступает потемневший шампиньон. Естественно, рынок сокращается. К тому же в России пока нет культуры потребления грибов: по статистике, мы едим меньше килограмма в год. Европейское потребление превышает 2,5 килограмма. Так что нашему рынку нужно порядка 120-180 тысяч тонн грибов. И тем, кто уже анонсировал проекты по производству шампиньонов, я желаю их реализовать, а еще продумать, как подать свой продукт на рынок, как его преподнести. Пусть у нас в стране будет здоровая конкуренция - от нее выигрывает потребитель.
Как будет развиваться "Грибная радуга"?
Олег Логвинов: До конца 2018 года мы планируем завершить ввод всех трех очередей производства и выйти на проектную мощность в тысячу тонн грибов в месяц, или 12 тысяч тонн в год. Мы не ограничиваем себя какими-то определенными регионами распространения, наш рынок - это вся Россия. Пока мы договорились с оптовиками о реализации продукции, но уже есть интерес к нашему шампиньону со стороны региональных и федеральных торговых сетей. Демпинговать не будем, наша задача - дать продукт более качественный. Цена, конечно, будет зависеть от рынка, но если учесть, что 90 процентов грибов - это импортный продукт и его стоимость зависит от курса валют, то наш уже не будет подвержен влиянию курсовой разницы. Мы постараемся, чтобы наши грибы попадали на прилавок сразу же после срезки. Кроме того, планируем здесь же построить цеха по резке, заморозке и консервации грибов.
Получится замкнутый цикл: производство компоста, самих грибов и переработка продукта.
Олег Логвинов: Дело в том, что в Европе, как правило, этот рынок делят. Компост, к примеру, одни производят, вторые покупают. Но в наших условиях важно создать вертикально интегрированную структуру, чтобы не зависеть ни от кого. Пока в производстве грибов импортная составляющая - только мицелий.
Есть ли планы производить здесь и его?
Олег Логвинов: В мире насчитывается лишь две-три компании-производителя, и они занимают по 25-30 процентов этого рынка. Они небольшие, но достигли этого результата благодаря научным изысканиям. Пока в себестоимости производства шампиньонов импортный мицелий занимает всего три процента, и мы не видим для себя перспективу именно сейчас заниматься созданием такой серьезной научной базы для его выпуска, тем самым рискуя качеством конечного продукта - самих грибов. Однако в перспективе, возможно, мы придем и к этому.
А как быть с кадрами? Ведь грибоводству пока нигде в России не учат.
Олег Логвинов: Да, специалисты отсутствуют вообще. Своих сотрудников мы обучаем на месте. Сейчас на предприятии трудится технолог из Польши: мы взяли его для того, чтобы он научил других работать на высокотехнологичном оборудовании. И всем в нашем коллективе - а мы не берем сюда людей в белых воротничках с других предприятий - мы предоставляем возможность научиться и поощряем инициативу. Человек может начать свою карьеру здесь с резки грибов, и если он готов к самообразованию - мы предоставим ему возможность проявить себя. Важно понимать: более 80 процентов успеха грибного производства дает не новейшее оборудование или передовые технологии, а сплоченная и профессиональная команда.