Новости

05.08.2017 09:10
Рубрика: Культура

За что я люблю почтальона Тряпицына

Андрей Кончаловский: Западный человек будет постоянно бояться русского
Известный российский кинорежиссер Андрей Кончаловский дал большое интервью популярному немецкому изданию. "РГ" публикует отрывки из беседы.
В России мы иногда говорим самые невероятные вещи. Фото: РИА Новости В России мы иногда говорим самые невероятные вещи. Фото: РИА Новости
В России мы иногда говорим самые невероятные вещи. Фото: РИА Новости

Андрей Сергеевич, фильм "Рай" появился во время, как вы говорите, когда Россия была подвержена волне давления. Это хорошо, когда немцы смотрят фильм, который мог бы им немного объяснить Россию. Что объяснить прежде всего?

- Что мы не только строим танки, но и сажаем розы. И что мы можем снимать серьезное кино.

В вашем предыдущем фильме речь шла исключительно о России. В "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" вы показываете деревню, в которой больше ничего не производится. Вы показываете алкоголизм, оглупляющее телевидение, коррупцию и людей, которые говорят только на вульгарном сленге. Многие ощущают это как унижение России.

- Я не вижу в моем фильме никакого унижения России. Там просто показывается жизнь людей, людей, которых я люблю и которые, как бы это ни было странно, не страдают. Там есть героиня, которая уехала в город. Это тоже выражение русской архаики, русского мира. Как могут западные санкции там помешать этим людям? Смешно. Они всю жизнь там живут под санкциями. Они не ходят вокруг и не ищут французского камамбера, потому что он вдруг исчез с полок магазинов. Фильм о русской провинции был для меня важен, потому что я еще раз убедился, что русские обладают невиданной силой сопротивляемости.

Это мало что имеет общего с государством.

- Наш народ никогда не принимал участия в управлении государством и никогда не учился хозяйствовать. Государство не может русских ни к чему принудить. Да, Запад выносит санкции, потом народ становится сразу патриотичным. Если начинается война, то мы становимся сразу единым целым. Но если нет войны, то национальная идея расплывается... Уже Достоевский сказал: русский человек - это либо зверь, либо ангел. Если он не верит в Бога, то он может стать ужаснейшим зверем. Это никто не понимает, даже нам трудно это понять.

В ленте "Рай" в главной роли снялась супруга режиссера Юлия Высоцкая. Фото: kinopoisk.ru

Говорят, что русские не военизированы, однако нынешнее патриотическое настроение сбивает с толку. В одном опросе 86 процентов говорят, что мир боится России. И 75 процентам это нравится. Вы считаете, что это хорошо?

- Что мир боится России, в этом не русские виноваты. Запад оказывает давление на нас, также и поворот на Украине был инициирован извне. Сегодняшний миропорядок отвечает интересам Америки.

Давайте не будем сейчас спорить об Украине.

- Почему бы не поспорить? Я вам только одну цитату приведу из статьи бывшего чешского президента Вацлава Клауса: нынешнюю ситуацию спровоцировали Западная Европа и США, они хотели конфронтации с Россией и использовали Украину как не очень удачный инструмент для этого. Не Путин спровоцировал эту ситуацию.

Клаус очень спорный человек и совсем необъективный.

- Речь идет о конфликте двух цивилизаций. Между такими разными мирами всегда существует вражда. Западный человек будет постоянно бояться русского, даже если в нем никогда не будет ничего страшного. Но потом они вместе выпьют водки, и потом все снова встанет на свои места.

Вы живете частично во Франции и Италии. И говорите: с Европой дело обстоит не так хорошо. Бесхребетная имитация, политкорректность, мультикультурализм привели к падению Европы. Это звучит очень аподиктично. С русской точки зрения все так плохо?

- Если мы не хотим здесь вспоминать о книге Шпенглера "Закат Европы" - даже Папа Римский Франциск говорит, что в Европе больше нет никаких новых идей. Это трагедия, она зависит комичным образом от недостатка всякой нужды. Если человек в материальном плане все имеет и чувствует себя полностью свободным, он медленно станет интеллектуальным зверем. Повышение продуктивности стало просто манией так же, как и абсолютизация прав человека. Если права человека оцениваются выше, чем его обязанности, это разрушает гражданина и в конце концов государство. У немцев это не произойдет, они знают свои обязанности, тут функционирует государство. Однако у итальянцев, испанцев, не говоря уже о греках? Универсальные права человека - это иллюзия, большевистская иллюзия. Так же как и мультикультурализм - различные культуры развиваются с различной скоростью.

Вы имеете в виду, что единая Европа - это иллюзия?

- Колоссальная иллюзия. Я ожидаю некое рождение национального духа в европейских странах. В Европе я делаю ставку на Германию. Она там, с моей точки зрения, самая важная философская нация.

Возвратимся к вашему фильму "Рай". Это российско-немецкое совместное производство. Вы перед съемкой привезли с собой ощущение того, что у немцев есть ментальные проблемы. Вы можете это лучше объяснить?

- Они боятся говорить, что они немцы. Они боятся гордиться своей страной. Да, есть и трагический период в жизни Германии. Но с тех пор растет уже третье поколение, которое больше ничего не имеет общего с национал-социализмом. Как они могут не гордиться своей страной? "Немецкий патриот" звучит для многих политкорректных идиотов однако немного как "фашист". Откуда этот страх? Политкорректность все убивает в Европе... Мне кажется, у немцев есть комплексы, которые искусственно культивируются. Национализм, например, после Нюрнбергских процессов приравнивается к национал-социализму. Но это же не одно и то же. В истории были замечательные националисты. Но националист и популист два слова, которые сегодня используются как обвинения. Почему кто-то должен заранее быть плох, если он говорит вещи, которые популярны в народе? Извините, в Германии я бы так не говорил. Но Россия свободна от политкорректности, мы иногда говорим самые невероятные вещи.

В фильме про почтальона Тряпицына Кончаловский хотел показать жизнь людей, которых любит. Фото: kinopoisk.ru
Культура Кино и ТВ Наше кино Андрей Кончаловский
Добавьте RG.RU 
в избранные источники