"Захватим" в подборку этот фильм, хотя он и вышел в прокат в конце июля. Главная героиня в исполнении Шарлиз Терон - пьет водку как русская, занимается любовью, как француженка, холодна, как немка и при этом мечтает попасть на чай к Английской Королеве. Она - Джеймс Бонд в юбке. Терминатор конца 80-х. И супермодель эпохи падения Берлинской стены. Фильм поставлен по комиксу, но с самого начала окунает зрителя в парадокс - вы ждете гламурную историю из серии "красок для волос" (поскольку есть такая краска цвета - Atomic Blond), а начинается военное кино в стиле продолжения "Агентов А.Н.К.Л.". Зритель недоумевает, мол, на тот ли фильм пришел... Но далее... Далее - долгая сцена с обнаженной Шарлиз Терон, восставшей из ванны, заставляет забыть даже о том, что только в титрах была фраза, которая поясняет актуальность данного фильма - о противостоянии между Востоком и Западом. О холодной войне.
Героиня Шарлиз - британский агент. Она прибывает на задание в разделенный стеной Берлин с небольшим чемоданом и сумкой, в которых спрятаны - несколько пальто, сапог, париков, паспортов, прослушивающая аппаратура, пистолеты... Что там еще рассказывают про женские сумочки? Всем бы был хорош этот фильм, если бы сами авторы его не испортили неискренними эпизодами с русскими. Эти сцены заставляют думать: интересно, что-либо изменилось со времен "Красной Жары"? "Русские всегда такие тяжелые", - эта фраза звучит в картине. И справиться с этой тяжестью авторам явно не удалось. Хотя есть в ленте и "Сталкер", и Высоцкий… И вообще стилизация хорошая - и время, и люди, и город таковы, что, когда один из героев в роковой момент орет во всю мочь: "Я люблю Берлин!" - прекрасно его понимаешь. В фильме - созвездие актеров, драйв и динамика, секс и музыка. И, если бы создатели сами своими руками не испортили свою же картину, у "Взрывной блондинки" были бы все шансы войти в историю кинобоевиков.
В прокате с 27 июля.
Самое лучшее в этой картине происходит до начальных титров. Эпизод с актером Энселом Элгортом - он играет главную роль - включает в себя, по сути, все кино - дальше можно было бы и не смотреть. Настолько зачаровывает история чудо-водителя, у которого из-за проблем со слухом плейер в ушах, и темные очки, чтобы ничто не мешало концентрироваться на музыке. Он возит гангстеров - тем повезло. Но повезло ли ему. Особенно после того, как он встретит девушку своей мечты (актриса Лили Джеймс), также "повернутую" на плеере и музыке. "Введение" к фильму так хочется пережить еще много раз, что ничего не остается, как досмотреть кино до конца, чтобы в расширенном виде испытать все те же эмоции, что и в начале. Ключевая фраза фильма, которая меняет в нем все: "Я тоже был молод и тоже когда-то любил". Ее произносит Кевин Спейси, роль которого не так хороша в "Малыше…", как в "Карточном домике", например, но все равно он способен придать дополнительный смысл любому персонажу - от гангстера до президента. Совет: фильм лучше смотреть в оригинале с субтитрами, да и обратить внимание на оригинальное название Baby Driver - оно больше отражает суть картины. Также приготовьтесь к тому, что после просмотра будете… петь. Музыка в картине и правда драйвовая. И даже уже вышел отдельный саундрек.
В прокате с 24 августа.
Знаменитый фантастический роман Стивена Кинга был переведен в плоскость (во всех смыслах) кино. Оно получилось упрощенным, детским, потерявшим многие смыслы, но тем не менее волнующим. Лишь две глубокие идеи переданы в этой истории про мальчика, потерявшего своего отца и нашедшего некую компенсацию в лице защитника добра - Последнего Стрелка Роланда в исполнении Идриса Эльбы. Но прежде, чем их назвать, отметим, что в целом кино взяло на вооружение линию поттерианы. И мальчик Джейк своей историей напоминает юного волшебника Гарри Поттера.
Итак, первая из идей - та, что каждый человек, будучи ребенком, излучает некое сияние, способное разрушить любые темные чары. А вторая состоит в том, что между любящими друг друга людьми устанавливается особая чувствительность и практически телепатическая связь, которая также помогает в устранении зла. В данном случае - злого колдуна Уолтера О′Дима, роль которого блистательно играет Мэттью МакКонахи.
Фильм в целом не располагает к тому, чтобы улыбаться, но есть в нем одна сцена с енотами, по поводу которых Последний Стрелок утверждает, что они снова стали разговаривать - она стоит целых иных комедий. И, следует отметить, что Стивен Кинг все же "прорывается" к зрителю сквозь экран. Эпическое сказание "Темная башня" писатель начал писать, когда ему было всего 22 - и в итоге оно разрослось в восьмитомное сочинение, способное противостоять по энергетике и созданному миру книгам Толкиена. К выходу фильма специально в кинообложке переиздали первую книгу "Стрелок", хотя картина "вобрала" в себя все восемь. Или, если называть вещи своими именами - просто сделана по их мотивам.
В прокате с 3 августа.
Героя этой фантастической сказки, поставленной по комиксам, - Валериана в один из самых лучших моментов фильма, когда ему предстоит посмотреть необычное шоу, спрашивают, какую музыку он предпочитает. Он говорит, что ретро. Режиссер Люк Бессон также явно предпочитает ретро, но боится отстать от времени и наполняет это направление всеми возможными элементами будущего. Картину сравнивают со "Звездными войнами", "Аватаром", лентой "Вспомнить все" и ранним фильмом самого же Бессона "Пятый элемент". Все сравнения - правда. Но именно из этого фильма больше всего запомнится удивительный мир людей-жемчужин, зверек-конвертер, которому положи в рот монетку, а он выдаст тысячи, и то самое шоу персонажа Баббл, которого исполняет Рианна. Оно сделано на синтезе шоу бизнеса и технологий. Танцуют 4 человека, поет - один, за компьютером - неизвестно сколько людей, хореограф - олимпийская чемпионка по гимнастике. И, конечно же, Бессон предстает, как режиссер-синтезатор, который, правда, потратил на свои художества рекордную сумму - 177 млн долларов, и вряд ли ее "отобъет" в прокате, несмотря на все достоинства фильма.
В прокате с 10 августа.
В принципе - кино о беженцах нужно снимать именно так. Не делать "лобовую документалку", манифесты, давить на слезу и взывать к совести. А вот так - на примере конкретной истории, где каждый кадр и эпизод - говорящие. Даже если их смотреть отдельно. Неторопливо - хотя фильм короткий, с житейским юмором и прекрасной музыкой - от "жалостливых" песен, исполняемых на улицах до основной темы. К картине может только один вопрос. В Скандинавских странах, в частности, в Финляндии, куда нелегально пробрался главный герой со своей Родины - из разрушенного сирийского города Алеппо - все чистенько и чинно. И героя на главную роль режиссер выбрал опрятно-приятного. К нему действительно проникаешься, и его особенно жалко. Такого легко полюбить и принять. А как полюбить беженцев грязненькими и страшненькими - после всех мытарств и издевательств, которые выпали на их долю? Такие также показаны в фильме - но на втором плане. Этот конкретно взятый сириец рассказывает служащей иммиграционного центра, что неоднократно подвергался насилию, пока добрался к ним. Она сама задала вопрос об этом. Но выглядит актер ухоженно, и трудно в это поверить.
Как обычно бывает в таких случаях - кураторы в иммиграционных центрах предпочитают не верить в правду. Сытый голодного не разумеет. Беженцы реальные знают это и учат друг друга, как правильно врать, чтобы приняли в страну. Герой Каурисмяки оказался необученным искусству лжи. И его честному рассказу не поверили. Как выжить в таком мире, в цивилизованной стране, если по дороге туда ты потерял сестру - единственную, кто остался в живых после того, как бомба попала в родительский дом. Причем, он даже не знает, чья бомба - с самолета какой страны. Ему все равно. Ему нужно жить дальше - надеяться, смеяться, заводить друзей, искать работу, найти сестру. И не возвращаться ни при каких обстоятельствах в тот ад, который когда-то был его домом.
Удивительно, но при просмотре этого фильма зритель смеется - и это и есть жизнь. Каурисмяки - мастер. Он умеет посмотреть на безнадежное со стороны, приподняться над происходящим, и понять, как важны люди, которые и в наше время не боятся быть добрыми, вопреки установкам, страхам и законам.
В прокате с 17 августа.
Фильм был в этом году показан на фестивале Sundance. Вот почему не попал в конкурс Канн, но оказался в программе "Особый взгляд". К счастью - всего парочка месяцев, и его привезли в Россию. Всегда приятное удивление, видеть звезд коммерческого кино в фильмах авторских. Речь про Джереми Реннера и Элизабет Олсен. Охотник и офицер спецслужб - вот их роли. Картина основана на реальных событиях - в самом глухом штате США - Вайоминге - пропадают девушки. Представительницы коренного населения Америки - индейцев. В холоде и снегах, сугробах и горах, если повезет, можно найти тело. Если нет - не обнаружатся и следы. Охотник, выслеживая зверя, находит.... Девушке 18, и над ней явно издевались, прежде, чем она замерзла в снегу. Ситуация усугубляется еще и тем, что дочь самого охотника, появившаяся в смешанном браке, тоже пропала-погибла несколько лет назад, что послужило причиной его развода с женой. На место приезжает агент ЦРУ - все так серьезно, что одними местными шерифами не обойтись, хотя они все уже подключены к делу. А дальше события разворачиваются в духе "ворошиловского стрелка". Отомстит обиженный. Без надежды на специально обученных людей. Перед нами превосходно снятый детектив, смотря который можно наслаждаться как сюжетом, так и "снежной" техникой и снаряжением. Край настоящих мужчин, красивых женщин, суровой природы. Фильм для людей неспешных и думающих, но острые ощущения он также дает. С одной стороны говорит о социальных проблемах, с другой - мастерски раскручивает интригу.
В прокате с 3 августа.
"Охранник" с 3 августа,
"Люмьеры!" - с 10 августа,
"Жених на двоих" - с 10 августа
"Эмоджи фильм" - с 17 августа
"Тюльпанная лихорадка" - с 24 августа
"Мистер Штайн идет он-лайн" - с 24 августа
"Терминатор 2" - в 3D - с 24 августа
Что особенно приятно - в августе в прокат выходят три русских фильма, каждый из которых заслуживает отдельного разговора, и мы его проведем на страницах "РГ". Это "Теснота" Кантемира Балагова (с 3 августа выходит небольшим количеством копий). Вот лишь несколько причин смотреть его: то, как показаны еврейская семья и взаимоотношения среди общины; уникальные кадры чеченской войны; несколько изумительных сцен, которые вырываются из общего ряда, назовем их условно - конверт с деньгами и битва с манекеном; потрясающая исполнительница главной роли - Дарья Жовнер, то, как показана удушающая материнская любовь, и другие. Фильм доказывает - Канны и "Кинотавр" зря не отбирают, ФИПРЕССИ абы кому приз не отдает, и Сокуров плохому не научит. 31 августа в прокате появятся картины "Гоголь. Начало" и "Про любовь 2". Фильм про Гоголя интересен тем, что это - сериал и его создатели придумали новую форму проката - выпустить фильм по нескольку серий вначале в кинотеатрах, а потом по телевизору на канале ТВ3. Учитывая менталитет нашего зрителя, который, если сможет увидеть картину по ТВ бесплатно, вряд ли пойдет на нее в кино, интересно за экспериментом понаблюдать. От себя лишь можно добавить, что увиденные две серии можно считать удачей. В фильме "Гоголь. Начало" блистателен Олег Меньшиков, компанию которому составляют Александр Петров (тут можно без преувеличения сказать, что Гоголь на сегодня - роль, в которой он не похож на самого себя прежнего, и на то амплуа, что используется во всех фильмах и сериалах с его участием) и обаятельный Евгений Стычкин. Фильм "Про любовь 2" - вторая часть картины Анны Меликян, в которой та пытается соединить авторское и коммерческое кино. Вместо Ренаты Литвиновой в продолжении, как связующее звено, фигурирует Джон Малкович. А как он и другие герои умеют любить, первыми узнают те, кто купит билет в кино.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"