06.08.2017 10:28
    Поделиться

    Отпуск на пороге: Корреспондент вывел семь правил активного туризма

    К этому я шел ровно десять лет. Начинал на волшебной Пистайоки, на холодной Умбе, потом были безводная Охта, красивейшая Чирка-Кемь, жутко холодная Воньга и странная Поруста. Цепляли камни, пропарывали баллоны, в шторм выходили в Белое море - чего только не было. А вот теперь в левой протоке порога Печки-Лавочки случилось и ОНО.

    Мы слились по струе в котел огромной "бочки", я вытянулся вперед, чтобы зацепиться веслом за обратный вал, но не смог - вода ушла куда-то далеко вниз, катамаран - груженая четверка - встал на дыбы, сделал свечку и перевернулся. "Это киль", - успел констатировать я, потом бурлящая вода накрыла с головой, и началось выживание.

    Пробился на поверхность. Пена мешает смотреть и дышать, но успеваю сориентироваться - вот ниже по течению перевернутый катамаран, красные днища его баллонов ярко алеют на фоне сине-зелено-коричневого пейзажа. Оглядываюсь по сторонам - никого из ребят рядом нет. Спасать некого, надо выбираться самому. Правила техники безопасности всплывают в мозгу: занять положение "ногами вперед, моськой вверх" и, удерживая весло, постараться ухватиться за борт перевернувшегося судна или выбираться на берег.

    Выгреб из бочки, попал в прибрежный противоток. Он сильный, вода гонит меня вдоль скал, не давая зацепиться. Наконец нахожу опору и оглядываюсь на реку: течение прибило катамаран к каким-то мосткам, а на него сверху из воды вылезает Серега. "Пятница уже есть, можно занимать вакансию Робинзона, мы как раз на острове", - думаю я, поднимаясь наверх, на ровный берег. Кричать тут бесполезно - вода ревет так, что за три метра никто ничего не услышит. Но переглядываемся: оба вроде бы в порядке.

    Замечаю нашего третьего - он тоже ползет по камням на берег сильно ниже по течению. А где четвертый? Где наш капитан??? Со своей точки вижу почти весь берег острова - метров триста - и течение реки до поворота. Ни там, ни там никого. По идее, конечно, по такой струе самосплавом можно было уйти и туда вниз. Там вторая часть нашей группы, там помощь, там друзья, там спирт, там, можно сказать, хорошо. А если нет?

    Спешим на дальнюю оконечность острова. Капитана нигде нет. И на страховке никого - первый катамаран, успешно прошедший порог, слился куда-то дальше.

    - И что?

    - А что ты сделаешь?

    Белоснежка и семь гномов

    Маршрут Вама - Водла мы уже однажды прошли, только в прошлый раз уровень воды был "нормальный", а сейчас, на глаз, - выше на 30-50 сантиметров, это очень много. В итоге там, где были камни, в этот раз оказалась вода, а где и так была вода - реальное "мясо". Вот в такое "мясо" мы и попали.

    Мы все очень разные: от 30 до 50 лет, есть математик, программист, пара менеджеров, скульптор, доцент, инженер, даже один журналист затесался. У всех - семьи, дети, свои дела и увлечения. Но каждый год в июле мы собираемся на сплав. Мы не экстремалы, мы просто так отдыхаем. Когда-то договорились, что доживем до ста лет и тогда пойдем умирать на какую-нибудь Катунь. А пока наша задача - получить удовольствие и не оставить на реках новых обелисков в честь погибших туристов.

    И еще у нас есть дружественная турбаза под Петрозаводском. С ними нам намного удобнее, чем самим: с поезда встретят, ценные вещи и документы на хранение оставят, дадут суда, спасжилеты и каски, уже закупленные и герметично упакованные продукты, доставят на реку и вернут обратно.

    По деньгам выходит не так и дорого - недельный тур типа нашего стоит 15 тысяч рублей, а у нас еще и скидки постоянных клиентов. Добавить билеты на поезд, какие-то докупки - на все про все 25 тысяч рублей вполне хватает. Вряд ли у самостоятельных туристов получится дешевле.

    В этот раз нас в маршрут ушло девять человек. У нас семеро парней и одна девушка ("Белоснежка и семь гномов") и инструктор от турбазы Слава, который с нами ходит уже столько лет, что давно стал своим. На воде Слава - бог и адмирал. Потому что умный и опытный. У нас своего такого гуру нет.

    Несъедобные морковки

    Что такое сплав? Это неделя или две довольно бестолковой жизни, когда ты без привычных удобств и чаще всего без связи выживаешь в комарье, иногда - в холоде, нередко - под дождем, куда-то гребешь, проходишь какие-то пороги и шиверы, борешься на озерах и плесах со встречным ветром.

    Карельские реки уже прошли тысячи человек и, даст Бог, еще столько же пройдут потом. Наши сплавы не подвиги, здесь нельзя себе что-то доказать или добиться славы. Но почему-то каждый раз, вернувшись в цивилизацию, ты еще полгода всем подряд к месту и не очень рассказываешь, как вы налетели на обливняк, как не вовремя запуталась чалка, как выгребали в улово, как проходили слив телемарком или вдвоем с другом в ночи спешно вешали тент на морковку. А потом полгода ожесточенных споров, куда пойти предстоящим летом: на Тугунду, Кереть или Тумчу?

    Явление синего каяка

    Пока мы курим на нижней оконечности острова, из-за изгиба реки появляется синий каяк и, преодолевая течение, поднимается к нам. Это Славка. Чалится к острову, глазами несколько раз пересчитывает нас троих - во взгляде читается явное облегчение.

    - Где капитан?

    - Нормально все с ним, на берегу портки сушит. Пойдем кат вытаскивать.

    - Ну что, "киль" - это нормальная часть сплава, - несколько раз за вечер повторит Слава. - Молодцы, что никто геройствовать не стал, сами выбрались, весла не упустили. Ведь как бывает - есть одна струйка шириной 30 сантиметров, которая кладет суда. Десять катамаранов прошли, а одиннадцатый - перевернулся. Вроде бы по той же траектории, все верно сделали, а кильнулись. Вот и у вас, видимо, вышло так. Главное, что все целы.

    Советы

    Семь главных правил активного туризма

    1. Вероятность несчастного случая в группе прямо пропорциональна количеству экстремалов и обратно пропорциональна количеству преферансистов среди участников.

    2. Сначала выживи сам, потом выживай остальных.

    3. Все непривязанное - уже потерянное.

    4. Прежде чем паниковать - подумай.

    5. Первым всегда протечет гермомешок, в котором лежат сухая одежда и спальник.

    6. Заначки много не бывает, особенно если в ней тушенка.

    7. Оверкиль - это всего лишь нормальная часть сплава.

    Сколько стоит уйти в поход

    Карельские турбазы предлагают самые разные маршруты до самого конца августа.

    Пятидневный сплав по очень простой речке Сяпсе будет стоить около 8 тысяч рублей.

    Восемь дней на Тугунде обойдутся в 15 тысяч рублей.

    Две недели на Пистайоке - 23 тысячи рублей.

    В эту цену входит доставка к месту начала сплава и обратно после финиша, еда по системе "все, что в бочках, включено", прокат судов и снаряжения.

    Билеты на поезд до Петрозаводска и обратно - еще около пяти тысяч рублей.

    Для сравнения - неделя в Турции в середине августа по системе "все включено" в пятизвездочном отеле обойдется примерно в 50 тысяч рублей.

    В автобусный тур по Европе (Париж - Берлин - Амстердам - Брюссель - Прага - Варшава) на девять дней с размещением в трехзвездочных отелях (завтраки включены) ближе к концу августа можно отправиться за 21 тысячу рублей (плюс виза и ж/д билет до Бреста - еще около 10 тысяч рублей).

    Поделиться