02.08.2017 16:53
    Поделиться

    Митрополит Иларион объяснил свое отношение к учебе за границей

    Высказывание митрополита Илариона, одного из самых образованных архипастырей Русской православной церкви, композитора, человека с прекрасной речью, выпускника Оксфорда, о вреде учебы за границей вызвало большой шум в соцсетях и официальную критику. Так первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке от фракции КПРФ Олег Смолин заявил, что ввод каких-либо ограничений на учебу детей за границей неэффективен и противоречит Конституции.

    Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ взял на эту тему у митрополита Иллариона интервью.

    - В передаче мне был задан вопрос, какой совет я дал бы родителям, которые хотят отправить детей на обучение за границей, - пояснил митрополит Илларион. - Я ответил буквально следующее: "Когда ко мне обращаются с такими вопросами, а ко мне часто с ними обращаются, то я всегда себе пытаюсь представить ситуацию комплексно. Если есть риск, что ребенка отправят, а потом он не вернется, то я, конечно, не советую родителям отправлять таких детей за рубеж". Причем здесь Конституция и законодательные запреты?

    Он посоветовал депутату Госдумы найти двадцать минут, посмотреть целиком последнюю передачу "Церковь и мир" и извиниться за допущенную им дезинформацию.

    Отвечая на замечание журналиста, что пользователей Рунета удивило, что иерарх, учившийся в Оксфорде, говорит о вреде образования за рубежом, митрополит Илларион заметил, "на самом деле я гораздо больше говорил о пользе такого обучения". "Отвечая на вопрос телеведущей, я сказал: "Это совсем неплохо, чтобы дети, юноши и девушки учились за границей. Я сам учился два года в Оксфордском университете и для меня это в плане научного развития дало гораздо больше, чем предшествующие годы обучения в Московской духовной семинарии и академии и годы, когда я занимался сам по книгам, по учебникам, по разного рода пособиям".

    Митрополит Илларион подчеркнул, что он рассказывал и о том, что "мы в Церкви тоже регулярно отправляем за рубеж наших студентов учиться, и у нас принимаем студентов из-за рубежа, у нас даже есть целая Комиссия по студенческому обмену, которую я возглавляю как председатель Отдела внешних церковных связей".

    Студенческий обмен, по мнению митрополита, "это очень правильный процесс, потому что он позволяет расширить горизонты".

    Митрополит заметил, что на его "персональном учете состоит около 100 студентов из наших духовных школ, которые обучаются за рубежом, будь то в Греции, в Сербии, в Италии, в Америке, в Швейцарии, в Германии, и примерно столько же студентов из-за рубежа, которые обучаются у нас".

    Но в то же время митрополит Иларион указал на неизбежные минусы: "а именно на то, что если посланные нами за рубеж студенты не возвращаются и там остаются, то это уже для страны не очень хорошо, потому что мы таким образом теряем людей".

    - Я также сказал о том, что "когда 20 с лишним лет назад я вернулся из Оксфорда, то у меня была такая идея фикс, что нам надо как можно большее число наших студентов духовных семинарий и академий отправлять на обучение за рубеж. Но опыт показал, что это далеко не всегда приносит хорошие плоды. Во-первых, некоторые из них просто там остаются и куда-то растворяются. Во-вторых, некоторые приезжают с совершенно искаженным сознанием, их потом трудно реинтегрировать в нашу российскую действительность. И самое главное, я понял, что вместо того, чтобы все время отсылать куда-то за рубеж, мы должны свою систему создавать. И вот то, чем мы занимаемся, в частности, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, в ряде других вузов как раз и заключается в том, чтобы, сохранив все лучшее из нашей системы высшего образования, в то же время заимствовать ту методологию, которая существует сейчас на Западе и которая себя оправдала для того, чтобы максимально повысить уровень нашего образования", - цитирует слова митрополита Иллариона Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

    Он отметил, что критики его позиции либо навязывают ему то, что он не говорил, либо выдергивают отдельные мысли из общего контекста и искажают их.

    Поделиться