02.08.2017 18:56
    Поделиться

    В Йошкар-Оле открыли памятник командиру легендарной 6-й роты ВДВ

    В столице Марий Эл ко Дню ВДВ открыли памятник земляку - Герою России Марку Евтюхину. Семнадцать лет назад 6-я рота Псковской дивизии под его командованием совершила подвиг, потрясший всю страну. Девяносто десантников на высоте 776 под Аргуном (Чечня) ценой собственной жизни преградили путь двум с половиной тысячам боевиков.

    История эта пересказана сотни раз, но не перестает поражать.

    В тот день 1 марта 2000 года командир 6-й роты майор Сергей Молодов, только что прибывший в часть, получил приказ занять господствующую высоту Исты-Корд. Но, поскольку он еще не успел познакомиться с личным составом, гвардии подполковник комбат Марк Евтюхин решил тоже принять участие в операции. Хотя по статусу мог бы этого и не делать.

    Случилось так, что именно через высоту 776 пролегала дорога пытавшегося вырваться из окружения бандформирования во главе с Хаттабом и Шамилем Басаевым. Горстку десантников на своем пути террористы восприняли как досадное недоразумение. Они предложили им сдаться или просто пропустить их. Но 6-я рота не пошла на сделку и вступила в неравный бой.

    После гибели Сергея Молодова командование на себя взял Марк Евтюхин. Оборона продолжалась около пятнадцати часов. Когда на высоте осталось четыре гвардейца, израненный комбат вызвал на себя огонь артиллерии. Из девяноста десантников в том страшном сражении погибло 84 человека. Нашли свою смерть на высоте более 500 боевиков. Их план перебраться через Аргунское ущелье в Дагестан был сорван.

    90 десантников под Аргуном преградили путь двум с половиной тысячам боевиков

    Монументы, посвященные подвигу 6-й роты, установлены в Пскове и Санкт-Петербурге, а в Грозном есть "Улица 84-х псковских десантников". А вот памятника самому Марку Евтюхину до последнего момента не было. В родной Йошкар-Оле его решили возвести по инициативе Марийского регионального отделения "Союз десантников". Идею поддержал полномочный представитель президента в ПФО Михаил Бабич. Он принял участие в церемонии.

    Но главным гостями здесь были мать героя Лидия Ивановна, брат Игорь, родители погибших десантников, а также двое из шести выживших бойцов - Алексей Комаров и Евгений Владыкин.

    Когда с бюста сняли ткань, Лидия Ивановна грустно улыбнулась и сказала: "Похож…". Она рассказала, что консультировала скульптора, пока тот работал над памятником.

    - Нам, родителям погибших детей, очень сложно говорить о них в прошедшем времени. Говорят, что время лечит. Неправда. Мы стареем, уходят силы, и с каждым годом нам становится все сложнее, - призналась мать комбата. - Уже на протяжении 17 лет для нас 1 марта - трагическая дата. И каждый год мы встречаемся в День памяти в Пскове. Мы настолько сроднились за это время, что считаем себя единой семьей. Хотя наши ребята были из 34 регионов России. Среди них были и христиане, и мусульмане, однако все они полегли вместе. Сегодня такое чистое небо над их командиром! Я уверена, все они сейчас там выстроились в парадном строю перед нами.

    А вот Алексей Комаров и Евгений Владыкин в этот день не стали надевать парадную форму. Только синие полоски тельняшек проглядывали через рубашки. Не стояли они и в первых рядах VIP-гостей, а скромно затесались в толпе. А когда представители СМИ все же отыскали их, от общения наотрез отказались. Понять можно: за 17 лет наш брат журналист изрядно их достал.

    У каждого из бойцов своя история спасения. Алексей вместе с товарищем Романом Христолюбовым пытался вынести с поля боя раненого командира разведвзвода Алексея Воробьева. Но офицер приказал оставить его, а сам прикрыл отступление бойцов автоматным огнем. Евгений Владыкин был ранен, когда боевики взяли высоту. Его пытались допросить, ударили прикладом пулемета по голове и оставили умирать. Но позже он пришел в себя и добрался до своих.

    Десантники 6-й роты подошли к памятнику, когда основная масса людей, возлагавших цветы, уже схлынула. Алексей Комаров перекрестился, после чего оба бойца встали на колени перед своим комбатом.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться