А станица - это не город, затеряться "в толпе" здесь сложно и людей меньше. Найти компанию, с которой можно было бы вместе проводить время и колоться, у Андрея тем более не получилось. Очень скоро он превратился в изгоя среди своих соседей и друзей. Оставалось или уезжать жить в другое место, или бросать наркотики. После размышлений Андрей решил попытаться расстаться с героином. Да только как?
- И вот как-то в разговоре он к нам обратился, мол, может, и рад бы завязать с наркотиками, да не получается, - рассказывает друг Андрея, кубанский казак, житель Брюховецкой Вячеслав Бурыченко. - И тогда я с друзьями уговорил его вместе отправиться на небольшой остров посередине нашей местной реки Бейсуг и там переждать эту его "ломку". Так и сделали. А Бейсуг - река достаточно широкая и быстрая, вплавь, без лодки до берега добраться сложно. С собой взяли палатку, воду в бутылках, продукты - ну, и самогона чуть-чуть. Куда ж без него?! Договорились с друзьями, что будем дежурить на острове по очереди и присматривать за Андреем, когда он будет "не в себе". Но лодку на острове не оставляем - кто-то из нас забирает ее. Что началось, когда Андрея начало "ломать", это надо было видеть! Он и в воду бросался, пытался переплыть Бейсуг - вернулся. И на нас с кулаками кидался, грозил прибить и траву жевал. Смотреть на это было и смешно, и страшно. Полегчало ему лишь через несколько суток. Затем он какое-то время только самогон пил, кушал и спал. Все это длилось целых десять дней!!! И только потом мы его с острова увезли...
Односельчане не оставили Андрея и после того, как он бросил употреблять наркотики: устроили его в местную строительную бригаду, которая занималась ремонтом помещений. В станице все знали, что мужики в этой бригаде строгие, трудятся от зари до зари, спиртное не пьют, но зарабатывают прилично. Отвлекаться "на дурь" Андрею не дали - загрузили работой. Почти половина станицы в той или иной мере взяла опеку над своим односельчанином. И спустя несколько месяцев он совсем забыл о своем недавнем увлечении героином. Зато поднакопил деньжат, начал понемногу заниматься спортом. Прежние друзья вернулись, а потом у Андрея и невеста появилась...
Эта удивительная история вызвала профессиональный интерес даже у наркологов Северной Осетии. Оказалось, что они проводят похожие программы реабилитации.
- Хотя жители Брюховецкой медицинского образования, конечно, не имеют, они на удивление поступили почти как опытные врачи, - рассказывает нарколог, главный врач ГБУЗ "Республиканский центр медико-социальной реабилитации больных наркоманией" министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания Александр Газаев. - Наших пациентов после преодоления физической зависимости от наркотиков (так называемой "ломки"), если они действительно хотят прекратить употреблять, мы с их добровольного согласия отправляем на базу в высокогорном поселке Холст. Он находится очень далеко в горах, там всего два жилых дома и здание бывшей школы, переделанное под филиал реабилитационного центра. Наши пациенты находятся наедине с собой и природой. И в то же время в изоляции от людей и возможности снова начать принимать психотропные вещества. То есть мы поступаем точно так же, как и жители из кубанской станицы Брюховецкой.
Чтобы добраться до отдаленной базы, надо несколько часов ехать по узким горным тропам. Тропинки, на которых две машины не разъедутся, бесконечно петляют по сопкам. Вскоре оказываешься так высоко, что понимаешь: без проводника отсюда и не выберешься. В высокогорном поселке, чтобы удержать наркозависимых, не нужны заборы или замки - само расположение не дает им уйти.
За последние 19 лет работы через базу в Холсте прошли более 3,5 тысячи пациентов, в том числе известные всей России певцы, продюсеры и композиторы, приехавшие из Москвы. Но их имена, конечно, держатся в тайне.
По данным минздрава Краснодарского края, в клиниках региона число полностью излечившихся наркозависимых составляет около 25-30 процентов от общего числа больных. Но так же, как и в Северной Осетии, добиться такого результата удается только благодаря длительной реабилитации, изоляции пациентов при условии полного переосмысления ими своей жизни.
1 Желание человека избавиться от наркозависимости и усталость от этого образа жизни, когда все подчинено той эйфории, которую дают наркотики. Без этого желания невозможно бросить их употребление.
2 Высокий духовный уровень. Чем человек менее эгоистичен по натуре, тем ему проще прекратить употребление наркотиков. Но именно из-за этого некоторым приходится полностью перекроить собственный характер.
3 Важно полностью сменить свой круг общения и даже место, где раньше жил. Ничего не должно напоминать о наркотиках. Программа реабилитации, когда наши пациенты уезжают на уединенную базу высоко в горах, как раз позволяет это сделать. Мы на практике убедились в огромном терапевтическом эффекте от такой смены обстановки.
По мнению наркологов, самые опасные психотропные вещества сейчас - это не героин, а так называемые "соли". Они относятся к группе амфетаминов и получили широкое распространение за дешевизну и простоту применения (их можно использовать в любом виде, начиная от уколов и заканчивая курительными смесями). Однако "соли" наносят колоссальный удар по интеллекту человека, вызывают необратимые изменения в мозге и центральной нервной системе. Человек, регулярно принимающий "соли" в течение всего четырех месяцев, всю оставшуюся жизнь вынужден лечиться в психоневрологических клиниках. Он теряет способность решать даже простые интеллектуальные задачи, начинает страдать галлюцинациями и различными психическими отклонениями. Даже употребление героина за тот же срок не оказывает на человека столь губительного эффекта.