03.08.2017 04:24
    Поделиться

    Как Дальний Восток России готовится обеспечить себя кадрами

    Агентство по развитию человеческого капитала (АРЧК) на Дальнем Востоке обновило Навигатор востребованных профессий на ближайшие годы. В нем также определены 28 ключевых отраслей экономики округа, дается анализ потребностей рынка в каждом из регионов ДФО, приводится перечень учебных учреждений Сибири и Дальнего Востока, где можно получить нужную профессию.

    Я б в чиновники пошел

    Согласно выводам АРЧК, в округе в ближайшие годы будут нужны специалисты для химической и нефтегазовой промышленности, судостроения и судоремонта, сельского хозяйства и добычи угля, рыболовства и аквакультуры, строительства, транспорта и логистики. Как отмечает замминистра РФ по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев, в перспективе до 2025 года "предстоит обеспечить кадрами 100 тысяч новых рабочих мест". Хотя спрос на рабочие руки далек от своего пика, проблема их нехватки на Дальнем Востоке существует давно. Ситуация, по большей части, является следствием общего депрессивного демографического положения - в округе, занимающем треть площади России, проживают чуть более шести миллионов человек, а отток населения, начавшийся в 1990-е и набравший силу в нулевых, продолжается.

    Кроме того, замечает председатель Приморского регионального отделения "Деловой России" Алексей Тимченко, существует "дисбаланс между образованием человека и его кадровой позицией".

    Только половина выпускников вузов работает по специальности. Каждый второй опрошенный студент ДВФУ хочет быть чиновником

    - По нашим данным, только половина выпускников вузов работает по специальности. Человек порой после окончания университета не знает, кем он желает трудиться. Каждый второй из опрошенных студентов ДВФУ хочет быть чиновником. Остается проблема качества подготовки специалистов в средних учебных заведениях. То же самое касается инженерных кадров в вузах. Поэтому очень часто мы видим либо нехватку профессионалов, либо недовольство работодателя сотрудниками, - поясняет он.

    Сергей Качаев считает, что для исправления ситуации потребуется перестройка всей системы образования Дальнего Востока. И чем быстрее будут подстроены образовательные программы под уже существующий спрос, тем больше дальневосточников смогут воспользоваться появляющимися рабочими местами. Пока же они способны занять только 20 процентов новых вакансий, а на остальные нужно приглашать работников из других регионов.

    Вузы осознали? Выпускники одумались?

    Пока же вузы традиционно обвиняют в том, что они не видят тенденций рынка и готовят юристов, экономистов и менеджеров вместо инженеров и строителей.

    Анализ приемных кампаний прошлых лет в ДВФУ, самом крупном дальневосточном университете, показывает, что наибольшей популярностью среди абитуриентов пользуются специальности языковой, экономической, юридической и инженерной направленности. Так, из 4865 человек, поступивших в 2016 году на дневное отделение, более 1300 выбрали профессии Инженерной школы, чуть больше 900 - Школы экономики и менеджмента, 660 - естественных наук, 612 - Восточного института, порядка 300 человек - Юридической школы.

    Директор Школы экономики и менеджмента ДВФУ Елена Гаффорова отмечает, что сейчас вуз не может не задумываться о том, как устроятся в будущем его выпускники. Одной из первоочередных задач, считает она, является укрепление партнерства учебного заведения с реальным бизнесом.

    - В современном мире существует устойчивый тренд - связь образования с экономикой, активная вовлеченность вузов в жизнь страны. Участие бизнеса в проектировании новых образовательных программ, совместное исследование человеческого капитала и реальных запросов работодателей, прогнозирование будущих потребностей рынка - все это в комплексе позволит обеспечить кадрами проекты развития округа, - говорит Гаффорова.

    Одним из примеров такого сотрудничества является создание учеными ДВФУ роботизированного комплекса по производству литых деталей для арсеньевской авиационной компании "Прогресс". Планируется, что автоматизированную линию будут применять на предприятиях холдинга "Вертолеты России". "Обучение" роботов и студентов идет параллельно: чтобы будущий оператор уверенно чувствовал себя у интеллектуального станка, потребуется не менее года работы.

    Как рассказывает проректор по научной работе Морского государственного университета Денис Буров, за последние пять-семь лет на некоторых направлениях подготовки отношения "вуз-работодатель" поменялись в некоторых случаях на 180 градусов.

    - Мы понимаем потребности крупных предприятий - Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, Роснефти, Совкомфлота. Мы также готовим специалистов для морской транспортной отрасли в целом - для портов, инфраструктуры, логистики - и понимаем, что наши выпускники не дотягивают до необходимого уровня, - отмечает он, подчеркивая, что проблему нужно решать, взаимодействуя с работодателями.

    По этому пути, к примеру, пошли в Приамурском государст­венном университете имени Шолом-Алейхема в Еврейской автономии. Там начинают готовить кадры среднего звена по специальности "Обогащение полезных ископаемых". Образовательная программа была подготовлена по запросу компании "Петропавловск - Черная Металлургия" для обеспечения кадрами Кимкано-Сутарского ГОКа.

    - В условиях острого дефицита кадров для горнорудной промышленности на Дальнем Востоке открытие новой специальности в базовом вузе ЕАО - очень важный и своевременный шаг. Мы собираем специалистов везде, где это возможно - находим внутри страны и привлекаем из ближнего зарубежья. Участвуем в государст­венной программе содействия добровольному переселению соотечественников, ведем работу с вузами в других регионах. При выходе комбината на полную мощность во второй половине 2017 года штат работников превысит 1,5 тысячи человек. Мы заинтересованы в трудоустройстве жителей ЕАО, поскольку уменьшаем затраты на вахтовый метод, а для региона это возможность снизить отток населения, - говорит гендиректор Кимкано-Сутарского ГОКа Юрий Макаров.

    Справляются сами

    Пока достаточного количества рабочих рук все равно нет, предприятия пытаются справиться с проблемой самостоятельно. Так, автозавод "Соллерс" еще несколько лет назад открыл свой учебный центр. А недавно о создании такого же на базе Уссурийского локомотиворемонтного завода заявило и ООО "ЛокоТех".

    Пока дальневосточники могут занять только 20 процентов новых вакансий, а на остальные нужно приглашать работников из других регионов

    Завод "Звезда", якорный инвестор ТОР "Большой Камень", стал участником госпрограммы мобильной занятости и получил сертификат на привлечение работников из российских регионов. Приехавшие по этой программе получат по 300 тысяч рублей. Завод уже заключил 18 договоров со студентами Санкт-Петербургского государственного морского технического университета и Нижегородского государ­ственного технического университета имени Алексеева о намерении трудоустроить их на предприятие. Идти по этому пути компания планирует и дальше.

    Первый замдиректора АРЧК Павел Игнатьев призывает работодателей обратить внимание на эту программу, так как она сокращает расходы на привлечение и адаптацию персонала. Правда, предприятие должно быть уверено, что сможет обеспечивать сотрудника работой как минимум три года.

    В целом эксперты сходятся во мнении: даже полное взаимопонимание работодателей и вузов не решит проблему дефицита специалистов, особенно технических профессий. И тем более - оттока населения с Дальнего Востока. Это большая государственная задача. Но внести свою лепту в ее решение взялись ДВФУ и АРЧК, создав исследовательский центр по вопросам демографического развития и лабораторию человеческого капитала. Преподаватели и эксперты изучат особенности миграции, разработают муниципальный стандарт демографического развития, подготовят анализ вахтового метода работы на Дальнем Востоке. Все это поможет понять перспективы и построить реальные планы борьбы за человеческие ресурсы.

    Поделиться