03.08.2017 09:06
Поделиться

Почему сибиряки решают трудовые споры с помощью экстремальных мер

За последние три месяца новосибирцы уже трижды требовали от строительных компаний выплат долгов по зарплате весьма экстраординарным способом - взобравшись на опасную высоту башенных кранов. Все три случая объединяет одно обстоятельство: никаких жалоб от "верхолазов" в надзорные органы не поступало. То есть высказывание требований с опасной высоты используется как мера "первой инстанции" в решении трудовых споров. Специалисты считают - впору говорить о нездоровой тенденции.

Первопроходцем рискованного метода переговоров стал 30-летний сотрудник компании "Стройсервисмеханизация", который отказывался спуститься со стрелы башенного крана на улице Вилюйской до того момента, пока в руках у его матери не оказалось порядка 150 тысяч рублей - полный расчет по невыплаченной зарплате.

В тот же день следственный комитет возбудил уголовное дело, и выяснилось, что на счетах компании необходимые для погашения долга средства были. Прокуратура, в свою очередь, инициировала проверку по выполнению организацией зарплатных обязательств перед работниками, и обнаружилось, что зарплату так или иначе не получали почти восемьдесят работников, а суммарный долг составил свыше полумиллиона рублей.

Второй случай произошел две недели назад: 27-летний работник ООО "Сибстрой" высказывал свои требования с крана на улице Зорге в Кировском районе. И вновь долг за последние девять месяцев, около 157 тысяч рублей, был погашен незамедлительно, вновь организована прокурорская проверка. Обе фирмы, по данным новосибирской прокуратуры, входят в группу компании "ПТК-30", и задолженность перед работниками здесь не редкость. Тот же "Сибстрой" вовремя не выплатил 56 работникам больше миллиона рублей, а "СпецСтройМонтаж", еще один участник группы компаний, задолжал порядка семисот тысяч.

И вот опасную эстафету у мужчин подхватила 28-летняя жительница Новосибирска. В понедельник, 31 июля, в Заельцовском районе дама забралась на уровень двадцатого этажа по башенному крану и написала в соцсетях, что сделала это ради мужа, которому все та же "ПТК-30" якобы отказывается платить. На место выехали представители всех экстренных служб города, сотрудники полиции и следственного комитета.

Представитель регионального следственного управления СКР Михаил Третьяков рассказал "РГ", что муж самоотверженной женщины ранее уже был признан потерпевшим по уголовному делу, возбужденному после первого "восхождения" на кран, однако жизнью своей она рисковала зря. Ее супруг уволился двумя неделями ранее, а к тому моменту как она проникла на стройку, остаток задолженности перед ним уже был отправлен почтовым переводом. Лично за деньгами мужчина попросту не явился.

В прокуратуре организована очередная проверка, однако, по мнению экспертов, подобные действия людей становятся крайне опасной тенденцией, и ответом на нее может быть только системный подход к решению проблемы задолженности по зарплате. По словам доктора социологических наук Надежды Вавилиной, один только "разбор полетов" не позволит справиться с уже сформировавшимся явлением.

- У этой тенденции есть две первопричины, - уверена социолог. - Во-первых, это общее для большинства людей состояние напряженности в повседневной жизни. Речь здесь не о нищете, которая была и будет в каждом обществе, а о постоянной необходимости преодолевать каждодневные нужды. Ведь не так важно, 50 или 150 тысяч рублей должны человеку, когда ему не хватает двух-трех, чтобы собрать ребенка в школу, например. А во-вторых, таким образом проявляется наша национальная черта - желание получить все и сразу. Человеку проще рискнуть жизнью, здоровьем и получить деньги здесь и сейчас, нежели обратиться в прокуратуру и действовать цивилизованным системным способом, методично добиваться цели.

Кроме этого, как считает Надежда Вавилина, здесь играет роль и недоверие к контролирующим органам. Все вместе это может перерасти в крайне опасную ситуацию, ведь любое протестное действие подхватывается в обществе моментально, а если оно еще и эффективно - тем более. Если органы власти не сумеют наладить системную и прозрачную в публичном пространстве работу с организациями-должниками, экстремальная борьба одиночек за собственную зарплату может стать каждодневной реальностью.