03.08.2017 14:13
    Поделиться

    В Коми открылся "Музей нефтяного искусства"

    В этнокультурном парке Республики Коми открылся "Музей нефтяного искусства". Пока он первый и единственный в мире. И все экспонаты там подписаны одним именем: Виталий Касаткин. Он - тоже первый и пока единственный профессиональный художник, который рисует нефтью. И хотя проживает Касаткин отнюдь не в нефтеносном регионе - в Санкт-Петербурге, он убежден: скоро нефть вполне может вытеснить традиционные краски с живописных полотен. После многочисленных мастер-классов, которые дает живописец, разъезжая по всему миру, число рисующих нефтью стремительно растет. В художественной среде даже появился специальный термин - нефтизм.

    - Мне он не нравится, - признается Виталий, но тут же уверяет: - За нефтью - будущее изобразительного искусства. Ведь краски - это химия, а нефть - природный материал. К тому же она по-особому ложится, по-особому сохнет. Она фактурна, обладает особенным свечением.

    64 оттенка черного

    Легенда гласит, что Куинджи в своей знаменитой картине "Лунная ночь на Днепре", чтобы добиться необыкновенного сияния реки, добавил на полотно нефтяные пигменты. И сделал он это якобы по совету своего приятеля, химика Менделеева, который утверждал, что "сжигать нефть - все равно что топить печку ассигнациями". Виталий Касаткин считает, что великий химик имел в виду в том числе и использование нефти в искусстве.

    Сегодня в его мастерской 64 сорта нефти. Все они имеют разные оттенки: от светло-желтого (Сахалинская) до красно-бурого (Ухта) и почти черного (Якутия). По мнению художника, особенно эффектно выглядят в "нефтяном исполнении" русские пейзажи. Сдержанные, тонкие по колориту. Но среди его работ есть и городские сценки, и портреты, и анималистические работы. Пишет Касаткин специальным приспособлением вроде фунтика, свернутого из плотной бумаги. В качестве основы редко использует полотно: "Это лишние траты". Лучше, говорит, картон, ДВП или фанера. Признается: профессиональный живописец тратит на краски порядка 200 тысяч рублей в год, ему же одного барреля хватит лет на двадцать активной работы. Правда, покупать нефть Касаткину практически не приходится: бутылочки с материалами художнику охотно дарят нефтяники. А чаще всего он использует нефтеотходы: газовый конденсат, шлаки, битум и прочее. Когда начинал, добавлял в газовый конденсат порошок того или иного колера, но вскоре понял: не стоит. Нефть, добываемая в разных регионах нашей страны, сама по себе дает богатейшую цветовую палитру.

    Между прочим, прибегнуть к таким необычным материалам ему посоветовала президент Гильдии мастеров Татьяна Ковша. До этого выпускник Санкт-Петербургской академии художеств Виталий Касаткин занимался рельефной живописью, которая предполагает использование смол и всевозможных химических загустителей для получения особой тягучей нити. Нефть же оказалась идеальным заменителем этих материалов.

    Отходы - в доходы

    Стоит отметить, что Касаткин - потомственный художник. Деревянными наборными панно занимался его прадед, который был поставщиком Императорского двора. Традицию продолжили и дед, и отец. В семье Касаткиных бережно хранятся подшивки дореволюционных изданий "Нивы" и "Задушевного слова", где на одной из иллюстраций воспроизведен дагеротип XIX века: Бисмарку вручают в подарок панно, выполненное прадедом Касаткина.

    Сегодня работы самого Виталия Касаткина находятся во многих частных коллекциях и музеях России и Европы. Однажды дотошные журналисты раскопали интересный факт: оказывается, один из его нефтяных пейзажей был продан на аукционе в Европе за 168 тысяч евро. Правда, сам Виталий новость эту узнал от тех же журналистов - разбогатеть на "своей

    нефтянке" у него не получилось. Работу, столь высоко оцененную европейскими любителями живописи, он в свое время продал коллекционеру, собирающему полотна, выполненные в редкой технике, всего за 700 евро.

    Были в его жизни и другие международные курьезы. Например, однажды увидел на экране ТВ но-востной сюжет из какой-то персидской страны. Персонажи вели беседу на фоне... его картины, украшающей интерьер. А однажды к нему на мастер-класс пришли воинст-венные зарубежные экологи: мол, добычу нефти надо сокращать, а не пропагандировать. Однако после занятия эти самые "гринписовцы" из противников превратились в его горячих сторонников: ведь Касаткин утилизирует те самые нефтеотходы, которые так загрязняют нашу планету.

    Кстати, сам Виталий смущенно признается, что на него нефть оказывает самое благотворное влияние: как стал ею писать, так даже в условиях промозглого Петербурга перестал болеть всякими простудами и ОРЗ. А его отцу, который по следам сына после инсульта тоже занялся нефтяной живописью, она в свое время помогла справиться с болезнью.

    Надо сказать, что, помимо ставшей уже традиционной "нефтяной живописи", Виталий Касаткин не так давно начал заниматься еще и "нефтяной эбру" (рисование неф-тью по воде). Соединение этих двух техник дает, по его словам, поразительные эффекты.

    О будущем

    Виталий Касаткин мечтает о создании "Школы нефтяной живописи". Ведь если в России родилось такое художественное направление, оно должно быть узаконено официально. Правда, до организации реального образовательного учреждения руки у него пока не доходят. Сейчас он занят большим художественным проектом: пишет нефтяную серию "Сто чудес России". По мнению художника, памятники истории, культуры, уникальные природные заповедники нашей огромной страны должны быть увековечены не только фото-, видео- и живописными работами, но и тем материалом, который составляет сегодня главное богатст-во России - нефтью.

    - Мы все знаем, что такое нефть для России, - говорит он. - Но напрасно относимся к этому сокровищу только как к материальному благу. У нефти, благодаря ее использованию в искусстве, огромный духовный потенциал.

    По мнению Касаткина, нефтяная живопись тоже способна прославить могущество России. И тогда баррель нефти будет стоить, уверен художник, не менее 150-200 долларов.

    О профессионалах и любителях

    - Попробовать рисовать нефтью на мастер-классы собираются и профессиональные, и непрофессиональные художники, - рассказывает Виталий, - но вот что интересно: у непрофессионалов зачастую получается лучше. Незнание приемов традиционной живописи помогает им изобретать по ходу дела собственные ухищрения, которые, признаюсь, я иногда беру в свою копилку.

    Поделиться