Свердловская железная дорога обеспечит заказами заводы региона

Свердловская железная дорога для регионов УрФО является не просто важнейшей транспортной артерией, обеспечивающей доставку грузов и пассажиров во всех направлениях, но и одним из крупнейших налогоплательщиков, работодателей, а также заказчиком продукции уральских предприятий. В этом году сотрудничество СвЖД со Свердловской областью получило новый импульс, который придаст ускорение развитию экономики всего региона.

Парковый ресурс

Российским железным дорогам в ближайшие годы предстоит существенно обновить парк локомотивов и повысить эффективность использования имеющегося тягового подвижного состава. Об этом сообщил президент ОАО "РЖД" Олег Белозеров во время посещения Свердловской железной дороги в прошлом месяце.

С учетом прогнозов Института экономики и развития транспорта и растущих объемов грузоперевозок ОАО "РЖД" сформировало баланс парка локомотивов. Его производительность к 2020 году должна вырасти на 9,3 процента, а к 2025-му - на 15. При этом увеличится не столько сам парк, сколько эффективность его использования - и за счет замены старых локомотивов более производительными, и за счет новых технологий формирования и вождения поездов.

Масштабные планы холдинга напрямую коснутся Свердловской области, где расположен ряд предприятий, поставляющих железнодорожную технику. Так, в Верхней Пышме Олег Белозеров 5 июля провел выездное заседание совета по взаимодействию РЖД с предприятиями транспортного машиностроения, где обсудили вопросы сервисного обслуживания и заводского ремонта имеющихся локомотивов, а также закупки новых с использованием конкурентных механизмов и контракта жизненного цикла.

Нужно отметить, что Свердловская магистраль за последние восемь лет обновила парк тягового подвижного состава на треть: 32 процента сегодня составляют современные эффективные машины новых серий. В этом году на обновление и модернизацию парка направлено 6,6 миллиарда рублей: на СвЖД поступит 43 новых локомотива, в том числе 30 магистральных электровозов 2ЭС6 и 2ЭС10, которые выпускает завод "Уральские локомотивы" (совместное предприятие группы "Синара" и концерна Siemens). Таким образом, дорога, загружая заказами предприятия железнодорожного машиностроения, способствует развитию региона. (Всего в 2017 году для нужд ОАО "РЖД" планируется приобрести продукцию предприятий Свердловской, Тюменской областей и Пермского края на сумму 43,7 миллиарда рублей: локомотивы, рельсовый прокат и т.д.)

Полигон для новых технологий

Как заверяют сами железнодорожники, сегодня Свердловская дирекция тяги обладает достаточным парком локомотивов для обеспечения перевозочного процесса. А увеличение доли современной высокоэффективной техники создает базис для развития новых технологий, в частности тяжеловесного движения.

Так, использование электровозов серии 2ЭС10 "Гранит" с бустерной секцией позволило ежесуточно проводить девять поездов весом 8 и 9 тысяч тонн на сложном горно-перевальном участке Екатеринбург-Балезино. В первом полугодии 2017-го количество транзитных тяжеловесных поездов на Свердловской магистрали увеличилось в полтора раза - до 2,2 тысячи. 263 таких состава было сформировано на станциях СвЖД.

- Рост этих показателей обеспечен рядом факторов. В их числе совершенствование системы управления парком локомотивов, усиление инфраструктуры и развитие полигонных технологий, - говорит начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов. - Применение полигонной (в границах нескольких дорог) модели управления перевозочным процессом позволяет сократить задержки в продвижении транзитных составов, повысить их скорость, более рационально распоряжаться тяговыми ресурсами.

Ласточки" в первом полугодии 2017 года перевезли более полумиллиона пассажиров - рост составил 19 процентов

На СвЖД развивают полигонные технологии около пяти лет и уже накопили значительный опыт. Для повышения эффективности использования локомотивного парка Свердловской, Южно-Уральской и Западно-Сибирской железных дорог действует Центр управления тяговыми ресурсами Урало-Сибирского полигона. На полигоне с 2015 года установлен порядок вождения поездов унифицированного веса. Это, казалось бы, простое решение, а также перераспределение транзитного потока через южный обход екатеринбургского узла позволяет СвЖД ежегодно экономить более 400 миллионов рублей.

Грузы направят во двор

Во время визита в Свердловскую область Олег Белозеров обсудил с врио губернатора региона Евгением Куйвашевым и другие аспекты сотрудничества.

В частности, речь шла о создании на основе вокзала Екатеринбурга транспортно-пересадочного узла, возможности обустройства высокими пассажирскими платформами остановочных пунктов по маршруту движения скоростного электропоезда "Ласточка", строительстве терминально-логистических центров.

Алексей Миронов поясняет: речь идет о переносе грузового двора из центра города, со станции Екатеринбург-Товарный, на станцию Гипсовая, которая расположена вблизи автомобильных магистралей (Серовский тракт и ЕКАД). Объединение нового грузового двора, терминалов "ТрансКонтейнера" и складских площадей в единый комплекс позволит предоставлять клиентам полный цикл услуг, выполнять функции распределительного центра.

Второй проект - строительство терминально-логистического центра в районе станции Седельниково. Помимо крупнейшей в стране площадки по переработке контейнеров комплекс будет включать логистическую, складскую и сервисную инфраструктуру. Логистический кластер станет центром притяжения грузопотоков из других регионов.

Инфраструктура снимает ограничения

В том, что планы будут реализованы, сомнений нет: на протяжении многих лет СвЖД показывает высокие результаты - одни из лучших среди дорог России. По итогам первого полугодия 2017-го  по большинству параметров цифры лучше прошлогодних. Например, погрузка выросла на 2,3 процента. По итогам года она планируется на уровне 139 миллионов тонн (плюс 900 тысяч тонн к 2016 году).

В условиях устойчивого роста грузопотока основные усилия направлены на реализацию проектов усиления инфраструктуры, на снятие ограничений по пропуску поездов повышенного веса и длины (в первую очередь на главном ходу Транссиба). Близится к финалу один из ключевых проектов - строительство третьего главного пути на участке Баженово - Косулино, что значительно повысит пропускную способность. Идет реконструкция станций Екатеринбург-Сортировочный и Седельниково (южный обход Екатеринбурга). Еще один важнейший участок - Тобольск-Сургут-Коротчаево: завершение строительства вторых путей и разъездов позволит обеспечить растущие перевозки грузов нефте- и газохимических предприятий с севера УрФО.

Всего в развитие Свердловской магистрали в первом полугодии вложено 10,9 миллиарда рублей, а годовой инвестиционный бюджет составит 30,9 миллиарда (на 21,6 процента больше, чем в 2016-м).

Повышение качества инфраструктуры позволяет увеличивать скорость движения, предлагать клиентам привлекательные транспортно-логистические услуги. Так, количество грузовых поездов, отправленных по согласованному с клиентом расписанию, в первом полугодии увеличилось на 30 процентов. Эта услуга, которой активно пользуются такие крупные компании, как ЕВРАЗ, СИБУР, "Мечел", УГМК, способствует повышению экономической эффективности предприятий и высвобождению железнодорожных мощностей. В этом году СвЖД активно использует ее и для отправки ускоренных контейнерных поездов. С января их сформировано почти 300, при этом некоторые клиенты заказывают доставку "от двери до двери", с организацией складского хранения.

Внедрение широкой линейки современных транспортных продуктов обеспечивает рост грузовой базы. СвЖД планирует в этом году привлечь дополнительно 3,7 миллиона тонн грузов, ранее перевозившихся другими видами транспорта.

Пассажир выбирает комфорт

О работе железной дороги мы можем судить и по собственному опыту - как пассажиры. И в этой сфере трудно не заметить позитивных перемен. В уральских поездах на популярных направлениях (в Санкт-Петербург и Кисловодск) с июня курсируют новые вагоны. Компания совершенствует и имеющийся парк, чтобы повысить уровень комфорта.

В 2017 году втрое увеличены инвестиции в развитие вокзалов. Более комфортными становятся и поездки в пригородных поездах. Так, "Ласточки" в первом полугодии перевезли более полумиллиона пассажиров - рост к прошлому году составил 19 процентов. Пассажиров привлекают удобный график, комфорт и доступная цена.

По мнению Алексея Миронова, еще не вполне реализован туристический потенциал железной дороги: на Урале есть что посмотреть, а совместные проекты туристических компаний и магистрали имеют хорошие перспективы.

Справка

СвЖД за 6 месяцев 2017 года увеличила выплаты налогов на 13 процентов, перечислив в бюджеты всех уровней и государственные соцфонды 10,87 миллиарда рублей. В региональные и местные бюджеты перечислено 6,14 миллиарда, в том числе в бюджет Свердловской области - 2,95 миллиарда, Тюменской области - 0,87, Югры - 0,94, ЯНАО - 0,47 миллиарда рублей.

Между тем

Власти Свердловской области намерены сохранить в 2018 году льготу по налогу на движимое имущество, в том числе на железнодорожный подвижной состав. Профильным министерствам поручено проработать соответствующий законопроект. По оценке специалистов, это не повлечет за собой потерь для бюджета, поскольку будет способствовать увеличению налогооблагаемой базы. Скажем, ОАО "РЖД" использует преференции в качестве источника дополнительного развития инфраструктуры, улучшения качества грузовых и пассажирских перевозок, сдерживания роста тарифов.