Новости

03.08.2017 08:39
Рубрика: В мире

Загонят на "зебру"

Киргизстанцев научат переходить улицы в положенном месте
Водители просят пешеходов пересекать улицы только в положенных местах, чтобы не создавалась угроза безопасности движения Фото: Темир Сыдыкбеков Водители просят пешеходов пересекать улицы только в положенных местах, чтобы не создавалась угроза безопасности движения Фото: Темир Сыдыкбеков
Водители просят пешеходов пересекать улицы только в положенных местах, чтобы не создавалась угроза безопасности движения Фото: Темир Сыдыкбеков
В республике рассматривается возможность ужесточения наказания наравне с водителями и пешеходов, чтобы привлекать их не только к административной, но и к уголовной ответственности за создание на проезжей части аварийной ситуации.

Хожу где хочу

На состоявшемся на днях заседании Совета безопасности страны рассматривали проблемы высокой аварийности на автомагистралях. Больше всего нареканий, конечно, было высказано в адрес Главного управления патрульной милиции (ГУПМ) министерства внутренних дел республики. Дескать, вместо того, чтобы заниматься своими непосредственными обязанностями - обеспечением порядка на автомагистралях, - его сотрудники слишком много внимания уделяют проверке документов об уплате налогов на транспортные средства, разрешают перепрофилировать авто, а потом сами же штрафуют за это их владельцев и так далее. В результате, по имеющейся информации, Совбез предлагает вновь реорганизовать ведомство - уже в третий раз начиная с 2010 года.

Напомним, что в 2013 году инспекцию переименовали из ГАИ в дорожно-патрульную службу (ДПС), а в 2016-м ДПС объединили с патрульно-постовой службой и создали Главное управление патрульной милиции.

Однако, как бы эту структуру ни называли, недостатки в обеспечении безопасности дорожного движения имелись всегда. И, судя по сегодняшней ситуации на дорогах, меньше их не стало.

Досталось и горе-водителям. По словам секретаря Совбеза Темира Джумакадырова, участились случаи, когда водители, совершившие дорожно-транспортное происшествие с тяжкими последствиями, например, со смертельным исходом, без труда уходят от ответственности. Много также фактов, на которые не преминул указать Джумакадыров: некоторые автовладельцы вместе с машиной покупают и права.

Нелицеприятно высказывались и в адрес пешеходов, которым, случается, "до фонаря" сигналы светофора и вообще какие бы то ни было дорожные знаки. Далеко за примерами ходить не надо. Два года назад в столице в районе Аламединского рынка по центру проезжей части двух оживленных магистралей - улицы Алма-Атинской и проспекта Жибек Жолу - были установлены разделительные бетонные блоки, чтобы и автомобили на встречную полосу движения не выскакивали, и пешеходы не переходили шоссе в неположенном месте. Однако если водителей таким образом удалось как-то урезонить, то для пешеходов эти сооружения препятствием не стали. Операцию "перелез сам - помоги другому" можно наблюдать по нескольку раз в день. То двое парней перетаскивают через ограждение старика лет семидесяти, то сердобольные девушки помогают преодолеть преграду мамаше с двумя детьми и коляской. А до оборудованного пешеходного перехода не более 15 метров.

Еще один объект риска - попрошайки. Таких "страдальцев" на улицах Бишкека пруд пруди. Особенно много их у гипермаркетов и в районах крупных рынков, они бродят по проезжей части, стучат в окна автомобилей, прося милостыню.

- Женщина, вы бы хоть ребенка пожалели, что же вы под колеса кидаетесь? - возмущается сидящая за рулем автомобилистка. - Из-за вас авария может случиться, уходите с дороги немедленно!

Какое там! Попрошайка посылает автоледи подальше, вслед за нецензурной бранью в стекло авто летит плевок. Нищенка вытаскивает из кармана старательно запачканного платья недешевый мобильник и кому-то звонит. В тот же миг у машины возникает двухметровый верзила и без спросу открывает дверь авто.

- Еще раз тронешь женщину с ребенком, - накидывается "шкаф" на даму, - окажешься в морге, и никакая милиция тебе не поможет!

Увы, подобных картин на оживленных перекрестках можно увидеть множество.

- Эти, с позволения сказать, мамаши практически бросаются под колеса, - посетовал водитель маршрутного такси Нурбек Калиев. - И что будет, если я не успею затормозить? Я ведь отвечаю за жизнь и безопасность своих пассажиров. Им или мне потом придется расплачиваться за чужую глупость. Но почему-то я не видел, чтобы хоть раз милиция прогнала попрошаек с проезжей части.

С ним трудно не согласиться. Кстати сказать, многие владельцы автотранспорта подозревают, что у "просителей" на дорогах есть сильные покровители, чуть ли не мафиозные структуры, и милиционеры просто не рискуют лезть на рожон. А иначе чем объяснить бездействие правоохранительных органов?

Правые и виноватые

Очень часто в сводках МВД появляются сообщения о сбитых на пешеходном переходе гражданах. Моментально все начинают винить в произошедшем водителя. Дескать, такой-сякой, не пропустил человека. Но почему-то мало кому в голову приходит, что, согласно правилам дорожного движения, пешехода надо пропускать на нерегулируемом перекрестке. А там, где есть светофор, необходимо пересекать проезжую часть только на "зеленый". Об этом никто не вспоминает.

Как сообщил заместитель начальника Главного управления патрульной милиции МВД КР Ыманалы Саркулов, в Кодексе КР "Об административной ответственности" предусмотрено наказание пешеходов за нарушение правил дорожного движения - штраф в размере 200 сомов. Однако в ГУПМ уточнили, что оштрафовать пешехода сегодня практически невозможно. У нарушителя, как правило, не оказывается при себе документов. Иной раз он просто говорит: "Денег нет!" и идет себе дальше, отделавшись, в худшем случае, устным предупреждением патрульного.

Месяц назад в селе Кызыл Кыштак Кара-Суйского района Ошской области сотрудник патрульной милиции на служебной машине спешил на ночное дежурство. Было около десяти вечера, в это время на улицах немноголюдно. Вдруг прямо перед автомобилем на дорогу выскочила девочка лет двенадцати, причем так быстро, что милиционер едва успел ударить по тормозам. И все же толкнул ребенка передним бампером, к счастью, несильно. На шум выбежали родственники, соседи пострадавшей. Милиционера обвинили во всех смертных грехах и чуть камнями не закидали. А в чем его вина? В том, что 12-летний ребенок допоздна один бродит по улице? Или в том, что ни родители, ни школа так и не научили подростка правильному поведению на дорогах?

В селе Покровка Чуйской области случилось ДТП с летальным исходом. Под колесами авто оказалась парочка в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения. Мужчина не смог удержаться на ногах и рухнул прямо на проезжую часть, увлекая за собой подругу. Водитель попытался затормозить, но увы... В итоге два трупа, а водителя приговорили к пяти годам лишения свободы.

Справка "РГ"

По данным патрульной милиции МДВ, за 6 месяцев 2017 года в республике зарегистрировано 2 582 дорожно-транспортных происшествия. Это на 4,2 процента больше показателя прошлого года. В результате ДТП погибло 307 человек, пострадало 3 835.

Пешеход всегда прав?

По заверениям инспекторов патрульной милиции, в Киргизии существует неписаное правило: пешеход всегда прав. И если дело доходит до суда, то слуги Фемиды чаще всего встают на сторону "пострадавшего".

- Мы хотим разработать действенный механизм привлечения к ответственности пешеходов и велосипедистов за нарушение правил дорожного движения, - заявил вице-премьер-министр Жаныш Разаков на экстренном совещании Совбеза, посвященном дорожной дисциплине. - За ДТП, совершенное по их вине, надо ввести не только административную, но и уголовную, а также материальную ответственность.

Чиновник заверил, что в скором времени будут разработаны соответствующие законодательные акты.

Многие владельцы автотранспортных средств введение равноправия на дорогах республики восприняли с воодушевлением. Ибо считают, что пешеход, пересекающий улицу в неположенном месте, создает такую же угрозу безопасности движения, как и водитель-лихач.

 

В мире экс-СССР Киргизия