Новости

06.08.2017 19:14
Рубрика: Экономика

Субботнее "Открытие"

Что случилось с одним из крупнейших банков России
Прошедшие выходные изрядно подпортили жизнь владельцам банковских карточек банков "Открытие", Рокетбанка и "Точки" (последние два входят в финансовую корпорацию "Открытие"). Из-за технического сбоя банкоматы не работали, а расплатиться карточкой, как и провести операции в онлайн-банке, не удавалось.

История вызвала большой резонанс, многочисленные сообщения клиентов заполнили соцсети. "Открытие" является одним из крупнейших банков в России и по размеру активов занимает 6-е место в банковской системе страны (по данным на начало июня 2017-го). Количество клиентов кредитной организации насчитывает около 3,2 миллиона граждан и почти 200 тысяч юридических лиц и предпринимателей.

Однако банк оперативно - в течение нескольких часов - решил технические проблемы и уже в ночь с субботы на воскресенье была полностью восстановлена работа банкоматной сети, также возобновлено проведение операций с банковскими картами.

Причина сбоя оказалась до банального проста. "Часть банкоматов в некоторых регионах и часть карт банка "Открытие" временно не работала в результате повреждения рабочими, ведущими ремонт на Смоленской площади, сразу двух кабелей, которые вели в ЦОД (центр обработки данных. - Прим. ред.) банка", - сообщили в банке "Открытие".

Как оказалось, вечером 5 августа при проведении ремонтных работ в районе Смоленской площади были повреждены оптоволоконные кабели. В результате временно не работала часть банкоматов и были недоступны операции по картам.

Как сообщил управляющий директор по розничному бизнесу банка "Открытие" Алексей Карчажкин, временные трудности в работе части банкоматов и части карт затронули не более 1,5 процента клиентов кредитной организации. Тем не менее это ни много ни мало почти 50 тысяч человек. В соцсетях среди клиентов банка, как только схлынул испуг, что "Открытие" повторит судьбу "Югры" (были и такие комментарии. - Прим. ред.), сразу началась дискуссия о компенсациях. В частности, люди были готовы на снятие штрафных санкций по непроведенным вовремя платежам и взять авиамилями. Банк в свою очередь решил компенсировать держателям карт временные неудобства кэшбэком - возвратом части средств за совершенную покупку.

В качестве компенсации банк "Открытие" дарит всем клиентам, столкнувшимся с техническими трудностями, кэшбэк по картам в размере 5 процентов до конца августа на оплату в ресторанах, кафе и кино. "Кэшбэк будет автоматически настроен в дополнение к действующим у клиентов программам лояльности по всем картам, через которые в момент сбоя были неудачные попытки транзакций", - уточняется в сообщении банка.

При этом сама кредитная организация сейчас тщательно изучает причины аварии и рассматривает возможность обратиться в суд для защиты своих интересов. По мнению опрошенных "РГ" юристов, шансы на компенсацию у банка есть, если удастся доказать понесенные убытки, в том числе и ущерб деловой репутации. Дать более точный прогноз реально будет, только когда будут обнародованы все обстоятельства сбоя.

Однако, по мнению ИТ-специалиста Антона Романова, от такого сбоя никто не застрахован. "Мы привыкли говорить о киберугрозах, при этом никто не думает, что помещение, где располагатся ЦОД, тоже должно быть надежно защищено. Причем от таких простых вещей, как пожар, протечка воды, должна быть организована подача электроэнергии без перебоев", - казал он "РГ". Как показал опыт банка "Открытие", внешние угрозы зачастую страшнее внутренних.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Елена Березина
Экономика Финансы Банки