Другой аргумент - дверные проемы слишком узки для того, чтобы в них могла протиснуться инвалидная коляска. Средств на замену дверей в бюджете нет. Значит, пандусы проблему не решат. Кроме того, администрация предложила суду изучить свод правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001". Они предусматривают оборудование входов пандусами, но были утверждены в 2011 году. По мнению чиновников, их должны учитывать только при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капремонту и приспосабливаемых зданий. Сельские школы построили в советское время, капремонт не планируется, поэтому установка пандусов якобы нарушит СНиП.
Однако судебная коллегия удовлетворила иски прокуратуры. Как пояснили "РГ" в пресс-службе облсуда, она исходила из необходимости соблюдения законодательства, в том числе норм международного права, обеспечивающих конституционно гарантированные права маломобильным группам населения. Например, закон "О соцзащите инвалидов" обладает большей юридической силой, чем СНиП. Он обязует собственников зданий и сооружений обеспечить доступность для инвалидов независимо, учится ли в школе ребенок-"колясочник". Может, потому и не учится, что пандуса нет. Судебная коллегия учла то, что на территории Орловского района проживает 200 семей с 204 детьми-инвалидами. Каждый из них потенциально может обучаться в любой из местных школ. Отсутствие свободного доступа в здания, по мнению суда, ограничивает возможность получения качественного образования без дискриминации. Кроме того, оно лишает детей возможности для полноценной жизни и нарушает их конституционные права на достойную жизнь и свободное развитие.
Как сообщили "РГ" в Минобрнауки РФ, с 2015 года действует приказ министерства N1309, обязывающий образовательные организации создавать условия для доступности инвалидам образовательной среды. Он распространяется на все образовательные организации независимо от форм собственности. Во все регионы были направлены рекомендации по организации этой работы. Требования обеспечения доступности должны выполняться независимо от того, учатся ли в этой образовательной организации дети-инвалиды или нет.