Несколько лет назад начался бум open space - бескабинетной структуры офисов с единым рабочим пространством. Теперь же набирают обороты новые форматы офисов, например agile (гибкий) и activity based working (адаптированный под типы активности персонала). Desk sharing - система, когда за сотрудником не закреплено рабочее место и он не сидит за своим столом целый день, распространяется все больше.
Эксперты отмечают, что российские компании патриархальны и традиционны в этом отношении, но IT-компании, некоторые банки и ритейл быстро перенимают передовой опыт не только в дизайне, но и в наполнении офисов. Так, цифровизация офисов сегодня - передовая тенденция, и в первую очередь ее берут на вооружение компании творческой направленности или крупные международные холдинги, известные бренды.
- Офисы раньше рассматривались как чистые затраты, поэтому работодатель старался упаковать как можно больше рабочей силы в отведенное пространство, - рассказал генеральный директор Knight Frank в Петербурге Николай Пашков. - Раньше мы видели тренд к децентрализации - офисы выводили из центра города на окраины, где либо дешевле, либо большая площадь предлагается за те же деньги. Сейчас подход к офисам меняется, это уже заметно в мировых столицах вроде Лондона, но и до нас это вскоре дойдет. Теперь НИИ и компании, ведущие ОКР, которые традиционно базировались на окраинах и в пригородах, стали стягиваться в городские бизнес-парки и офисные кластеры с образовательными функциями и местами для отдыха. Это позволяет конкурировать за сотрудников и экономить им время на дорогу, обед, передвижение между корпусами.
Развитие технологий влияет на офисы и с точки зрения оснащения, и с позиции спроса на них. Автоматизация труда теперь не требует много персонала на местах, и, как следствие, рабочая площадь, занимаемая сотрудником, сократилась в последние годы на 30-40 процентов, меньше стало и самого офисного персонала. Все это отразилось и на рынке офисной недвижимости. Если раньше контракт на аренду офиса заключали на пять-десять лет, то теперь уже - на три-четыре года: заказчик видит, как быстро все меняется. Сегодня ему нужен open space, а через пару лет понадобятся комнаты. При этом, как ни странно, сами площади офисов не сокращаются за счет создания нерабочих пространств - зон отдыха, игр, переговоров.
Как пояснила менеджер по развитию бизнеса компании HAYS Екатерина Сыроежкина, современные компании сражаются за молодых сотрудников - поколения Y и Z, которые на "ты" с технологиями, они амбициозны и креативны.
- Таких сотрудников работодатель пытался привлечь офисами с нетрадиционной планировкой, уголками для отдыха и activity-зонами, - рассказала эксперт.
Однако со временем обнаружилось, что такими свободолюбивыми сотрудниками очень сложно управлять и тяжело их мотивировать. Поэтому сейчас компании частично возвращаются к тем, кто постарше и привык работать традиционно. Им просто необходимо ходить в офис для рабочего настроя. Поэтому офисы создаются уже под них, и место, где человек проводит большую часть дня, должно отвечать базовым требованиям: быть удобно расположенным и стимулировать к работе. Пока офисы, где решены все проблемы рабочего пространства и обеспечен максимальный комфорт, представлены на рынке только в самой дорогой категории "А".
Исследования показывают, что до решения всех проблем городским офисам далеко. К примеру, самый многочисленный слой офисного персонала - это женщины, однако мало какой из бизнес-центров предлагает свой детский сад или детскую комнату, где сотрудницы могли бы оставлять ребенка под присмотром, если берут его с собой. Это было бы огромным плюсом для арендодателей, но арендаторам мешает дороговизна. Другой проблемой современного классического офиса остается отсутствие переговорных мест, куда можно было бы выйти поговорить по мобильному телефону или провести встречу с клиентом, не мешая коллегам.
В Санкт-Петербурге сегодня отмечают дефицит офисных площадей, особенно крупных, и уровень арендных ставок не дает сильно сэкономить на строительстве бизнес-центра. По словам Екатерины Сыроежкиной, экономика таких проектов по всему городу "грустная", так как уровень спроса не дает расти ставкам. Для некоторых проектов уже готовы разрешения на строительство, но они пребывают в подвешенном состоянии. Новых площадей нет, так как никто не хочет выставлять их на "открытый рынок" и сбывать по спекулятивной цене. Поэтому сейчас каждый бизнес-центр хочет получить своего якорного арендатора, который заполнит большую часть места, чтобы корпус не пустовал в ожидании.
В целом эксперты говорят, что в архитектуре офиса требуется мобильность, в дизайне - оригинальность, а в пространстве - зонирование, но все это вторичные потребности по сравнению с первичными.
- Офис будущего - это три составляющие: архитектура, инженерия и IT-инфраструктура, - говорит эксперт Василий Голуб.
В целом участники рынка склоняются к мнению, что глобальной революции офисного формата не произойдет, так как не все готовы к мягким уголкам и гамакам в рабочем пространстве. Как пояснил управляющий партнер Dialet Москва Евгений Шевкун, в России велика доля госструктур и компаний нефтегазового сектора, формат работы которых консервативен и расписан на годы вперед при конкретном укладе офисной жизни. Поэтому строить традиционные офисы по-прежнему станут, так как на них будет спрос. В нетрадиционные же офисы уйдут творческие компании, туристический и IT-сектор, который в России выступает законодателем офисной моды. А это значит, что нас ждет сильная дифференциация офисов по типам и по арендной ставке.