08.08.2017 14:47
    Поделиться

    "Транснефть" отдаст свободные нефтепроводы под перекачку нефтепродуктов

    Компания перекачивает четверть всех производимых в стране нефтепродуктов. Львиную долю этих объемов занимает дизельное топливо. В экспортных потоках нефтепродуктов доля "Транснефти" вырастает почти до половины, и согласно стратегии компании этот показатель будет только увеличиваться: транспортировать топливо на большие расстояния и большими партиями дешевле всего по трубам.

    По итогам прошлого года нефтепродуктопроводы компании перекачали 33,1 миллиона тонн светлых нефтепродуктов, на 2,3 процента больше, чем в 2015 году. "Транснефть" ставит перед собой амбициозную цель - довести к 2020 году объем транспортировки светлых нефтепродуктов до 56 миллионов тонн в год. В общей сложности в 2016-м в России было произведено 76,3 миллиона тонн дизтоплива, 40 миллионов тонн автобензинов и 9,6 миллиона тонн авиатоплива. Авиакеросин и бензин практически полностью остаются в России, а вот дизель идет на экспорт в объеме около 35 миллионов тонн в год.

    Сегодня "Транснефть" реализует три проекта развития системы магистральных нефтепродуктопроводов: проект "Север" - увеличение поставок дизтоплива через порт Приморск, проект "Юг" - создание нефтепродуктопроводной магистрали в направлении порта Новороссийск и проект увеличения поставок нефтепродуктов в московский регион. В рамках последнего реконструируются действующие перекачивающие станции и строится новая сливная эстакада в Рязанской области, куда по железной дороге будет приходить авиатопливо и дальше по системе трубопроводов доставляться в аэропорты Москвы. "Реализация этого проекта позволит организовать прямую транспортировку нефтепродуктов с предприятия ЛУКОЙЛа в Кстово в Москву и Московскую область, что упростит логистику и улучшит снабжение нефтепродуктами этого динамично растущего региона", - говорит эксперт-аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев. Два других проекта служат для расширения экспортных маршрутов.

    Как объясняют в компании, отличительная черта всех проектов - новый подход, предложенный "Транснефтью", - использовать избыточные мощности для транспортировки нефти под перекачку нефтепродуктов. Это дает двойную выгоду: нефтепроводы, работавшие не на полную мощность, получают достаточную загрузку, и не приходится тратить деньги на прокладку новых труб. Впервые метод был опробован в 2013 году. Полигоном стал едва действовавший нефтепровод Тюмень - Юргамыш, из которого сделали нефтепродуктопровод, принимающий топливо от Антипинского НПЗ. Для этого трубу очистили от скапливающихся на внутренних стенках при транспортировке нефти парафиновых отложений. А расположенную рядом нефтеперекачивающую станцию "Тюмень" перепрофилировали под перекачку нефтепродуктов, промыв технологические трубопроводы и модернизировав магистральные насосы. В итоге в июне 2015 года первое топливо с Антипинского НПЗ начало поступать в нефтепродуктопроводную систему "Транснефти".

    Главный экспортный маршрут российского дизеля - в направлении порта Приморск. Еще несколько лет назад там отгружалось около 9 миллионов тонн топлива, но затем "Транснефть" взялась за расширение топливного маршрута. Одной из главных составляющих проекта стал перевод части нефтепроводов Балтийской трубопроводной системы, транспортирующей нефть в порт Приморск и проходящей практически в одном коридоре с магистральным продуктопроводом Второво - Ярославль - Кириши - Приморск, под перекачку нефтепродуктов. В конце прошлого года был завершен этап "Север-15", благодаря чему в 2016 году по магистрали прошло уже 15,8 миллиона тонн дизтоплива. Следующая цель компании - увеличение поставок топлива через порт Приморск до 25 миллионов тонн.

    В порту Приморск также использовался эффективный подход - перепрофилирование профицитных мощностей по перевалке нефти под топливо. Четыре резервуара объемом по 50 тысяч кубометров перевели под хранение дизеля, две нефтебазы - нефтяную и нефтепродуктовую, связали между собой технологической перемычкой. В результате стало возможно хранить топливо в резервуарах обеих нефтебаз и отгружать его с причалов обоих терминалов.

    Транспортировать дизтопливо на большие расстояния большими партиями дешевле всего по трубам

    Второй проект развития экспортных мощностей России - "Юг" увеличит экспорт светлых нефтепродуктов через порт Новороссийск. Для реализации первого этапа проекта - сооружения продуктопровода от Тихорецка до Новороссийска, не пришлось прокладывать новую трубу, поскольку под транспортировку нефтепродуктов переводится магистральный нефтепровод Тихорецк - Новороссийск-1 диаметром 500 мм. Ключевой точкой южного маршрута станет перевалочная нефтебаза "Тихорецкая", где строится приемо-сдаточный пункт и подпорная насосная станция, а три нефтяных резервуара объемом по 20 тысяч кубов переводятся под хранение дизтоплива. С 2018 года участок Волгоград - Новороссийск будет транспортировать 6 миллионов тонн дизтоплива в год, а после завершения в 2020 году участка Самара - Волгоград мощность нефтепродуктопровода "Юг" вырастет до 11 миллионов тонн в год.

    "Расширение экспорта готовой продукции с более высокой добавленной стоимостью можно только приветствовать. Но речь пока идет только о локальных проектах, реализуемых под вполне конкретные цели", - говорит Алексей Калачев. По его мнению, проблема свободных мощностей перед "Транснефтью" не стоит. "Объемы прокачки нефти и нефтепродуктов в прошлом году росли примерно одинаково - чуть менее 3 процентов. В перспективных направлениях "Транснефть" осуществляет крупные инвестпроекты, в том числе и по увеличению мощностей по прокачке сырой нефти", - говорит он.

    "Рентабельность производства нефтепродуктов гораздо выше, чем поставок сырой нефти. А рост объемов производства дизтоплива естественным образом ставит вопрос о транспортировке. Именно поэтому логичным выглядит решение о перепрофилировании части трубопроводных мощностей под прокачку топлива", - согласен советник по макроэкономике гендиректора "Открытие Брокер" Сергей Хестанов. По его словам, это решение благотворно скажется на бизнесе "Транснефти" и доходах ее акционеров. "Снижение стоимости нефти на мировых рынках подталкивает к увеличению глубины переработки для сохранения уровня прибыльности нефтяных компаний. Это и является основным драйвером увеличения производства дизтоплива", - добавляет Хестанов.

    Поделиться