08.08.2017 20:26
    Поделиться

    Тысячи французов выступили против узаконивания статуса "первой леди"

    Президент Франции Макрон внял требованиям общественности
    Дело идет к тому, что французскому президенту Эмманюэлю Макрону придется поставить крест на одном из своих предвыборных обещаний, а именно: законодательно оформить статус "первой леди", а если конкретно, то своей супруги Брижит.

    Безусловно, здесь не обошлось без серьезнейшего давления со стороны французской общественности. Под петицией с протестом против узаконивания роли жены президента, что была опубликована на сайте Charge.org, к настоящему моменту поставили подписи уже свыше 275 тысяч человек. Автор призыва художник и литератор Тьерри Поль Валетт считает, что нет никаких веских причин для того, чтобы "супруга президента получала за свое положение деньги из казны". При этом он ссылается на объявленный нынешними властями курс на экономию госсредств, а также на утвержденный в начале августа в Национальном собрании законопроект о "морализации" общественно-политической жизни, по которому депутатам парламента запрещается принимать на службу родственников в качестве помощников. "То, что не дозволено парламентариям, будет разрешено супруге Макрона? Явное противоречие", - убежден Тьерри Поль Валетт.

    Более того, "статусный вопрос" вызвал склоку в самом парламенте. В ходе обсуждения упомянутого закона об этике политиков оппозиция в лице фракции левого движения "Неподчинившаяся Франция" пыталась провести поправку, с помощью которой хотела причислись президентскую жену к родне депутатов, министров и других государственных деятелей, навеки отлучаемых от какого-либо официального финансового источника. Это уже не говоря о том, что, по данным опроса агентства Yougov, 68 процентов французов отрицательно относятся к созданию статуса "первой дамы", вероятно не забыв еще о скандалах, связанных с последней из них - спутницей Франсуа Олланда эпатажной Валери Триервейлер.

    Сейчас в распоряжении Брижит Макрон находятся начальник ее кабинета, пресс-атташе, два секретаря и несколько телохранителей

    Понятно, что из создавшегося тупика окружению Эмманюэля Макрона пришлось искать более или менее приемлемый выход. Как стало известно из источников в Елисейском дворце, в ближайшие дни должен быть обнародован документ, над которым в течение ряда недель усердно работали юристы и аппарат президента, где "определена роль" супруги главы Пятой республики. В частности, речь идет о числе ее советников и помощников, чего ранее во Франции никогда не делалось. Сейчас в распоряжении Брижит Макрон находятся начальник ее кабинета, пресс-атташе, два секретаря и несколько телохранителей. Предполагается, что такое штатное расписание будет закреплено. Не исключено, что в готовящемся пресс-релизе будут обозначены выделяемые на это средства. Такой компромиссный демарш, в принципе, соответствует заявлению Макрона в бытность кандидатом в президенты о том, что "надо покончить с ханжеством в отношении положения супруги главы государства".

    Как уточнил в связи с "делом первой леди" пресс-секретарь французского правительства Кристоф Кастанер в своем Twitter, "специальный бюджет" для Брижит Макрон выделяться не будет, как не будет у нее и официальной зарплаты. Супруга президента, по словам ближайшего соратника Эмманюэля Макрона, не станет играть какой-либо "политической роли", но будет исполнять определенную роль "на общественном поприще". Этого требует хотя бы работа с потоком писем, которые она получает ежедневно, а их более 200, подчеркнул пресс-секретарь.

    Справка "РГ"

    Изначально первой леди можно было называть только супругу выборного главы государства, но сегодня этот термин применим и к женам премьер-министров. Впрочем, полностью соответствует этому статусу сейчас только вторая половинка президента США Дональда Трампа, где, кстати, и придумали этот термин. Меланья Трамп имеет даже собственный аппарат, состоящий из 12 человек, которые помогают ей. Ведь первая леди должна сопровождать своего мужа на официальных и торжественных мероприятиях, в поездках, принимать участие в благотворительных акциях, всячески поддерживать рейтинг президента. И при этом прекрасно выглядеть, чтобы не испортить его имидж и не уронить себя и государство в глазах других политиков и тем более их жен. Поэтому много внимания уделяется внешнему виду: уж очень многие любят обсуждать наряды первой леди. И не только в США.

    Кстати, свой аппарат появился недавно и у супруги президента Азербайджана Ильхама Алиева. Такое решение было принято весной 2017 года, но Мерихбан Алиевой он понадобился не столько как первой леди, сколько как вице-президенту страны, должность которого она занимает.

    Остальные жены (и мужья, которых называют первыми джентльменами) глав государств и правительств обходятся услугами лишь нескольких помощников. Да и обязанностей у них не так много. Обычно они лишь сопровождают супругов на торжественных мероприятиях.

    В Германии президент сам выполняет представительские функции. Франк-Вальтер Штайнмайер подписывает законы, утверждает в должности канцлера, министров, судей. Серьезные политические полномочия он может получить лишь в исключительных случаях. Его супруга - Эльке Бюденбендер – известна больше тем, что в 2010 году пережила операцию по пересадке почки, донором которой стал сам Штайнмайер, ради нее он временно ушел с политической арены.

    А вот нынешний муж канцлера ФРГ Ангелы Меркель Йоахим Зауэр – всемирно признанный ученый-физик, профессор Берлинского университета имени Гумбольдта. До того, как Меркель заняла пост главы правительства Германии, предпочитал заниматься научной работой, да и сейчас продолжает. В качестве супруга канцлера он принимает участие в программе первых леди глав государств и правительств, хотя формально статуса первого джентльмена у него нет.

    Схожая ситуация сложилась в Италии. Тут у президента тоже лишь представительские функции, но на мероприятиях Сержо Маттареллу появляется один, его жена Мариса Кьядзесе скончалась в 2012 году. Премьер-министр Маттео Ренци женат на скромной учительнице Аньезе Ландини, которая, впрочем, находит время (и наряды), чтобы сопровождать мужа на торжествах.

    В Испании супругу главы правительства Мариано Рахоя - Эльвиру Фернандес Бальбоа мало кто знает. У нее нет статуса первой леди, да и появляется на публике она довольно редко, хотя в настоящее время не работает. Интересно, что именно незнание ее имени несколько лет назад послужило причиной отказа в выдаче мигранту испанского паспорта, хотя он успешно ответил на все остальные вопросы интервью.

    Жителям пиренейского королевства жена премьера не интересна, ведь у них есть король с королевой. Все внимание приковано именно к ним – Филиппу VI и его супруге Летисии. Они являются лицом Испании на мировой арене.

    Точно так же в Великобритании прицелы камер и диктофоны направлены на королеву Елизавету II и принца Эдинбургского Филиппа, который, правда, недавно оставил в прошлом публичную жизнь. Хотя супругу премьер-министра Терезы Мэй – Филиппу Мэй тоже не привыкать к вниманию СМИ. Но по другой причине. Он не имеет статус первого джентльмена, но стал известен задолго до того, как его жена заняла столь высокий пост: он является топ-менеджером одного из крупнейших мировых инвестиционных фондов Capital Group. И его главная роль не в поддержке главы правительства, он – ее связь с деловыми кругами страны.

    В Китае жена председателя КНР Си Цзиньпина также приобрела известность вне политики. Одновременно с выполнением обязанностей первой леди Пэн Лиюань продолжает строить карьеру в шоу-бизнесе. В качестве певицы она приобрела популярность еще до знакомства со своим супругом. И до сих пор дает концерты. А вот успехи в качестве первой леди у нее гораздо скромнее, поскольку она не владеет иностранными языками.

    Подготовил Юрий Когалов

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться