Новости

08.08.2017 19:00
Рубрика: Культура

Очень средний запад

В прокат вышел фильм "Темная башня"
Существует устойчивый стереотип, что экранизации романов Стивена Кинга делятся на две части: либо они становятся классикой мирового кинематографа, либо представляют собой произведения настолько некондиционные, что про них и вспоминать в приличном обществе стыдно. На деле это, конечно, сильная натяжка. Да, с одной стороны, есть "Сияние", "Побег из Шоушенка" и, например, "Оно" - золотой фонд американского остросюжетного кино. А есть "Томминокеры" и "Исход", которые никуда не годятся.
В прокате многих стран фильм уже провалился, хотя романы Стивена Кинга зрителя все равно влекут. Фото: kinopoisk.ru В прокате многих стран фильм уже провалился, хотя романы Стивена Кинга зрителя все равно влекут. Фото: kinopoisk.ru
В прокате многих стран фильм уже провалился, хотя романы Стивена Кинга зрителя все равно влекут. Фото: kinopoisk.ru

Однако отношения Кинга с кинематографом плодовитые, поэтому неудивительно, что в реальности самый расхожий результат взаимодействия режиссеров с его текстами - посредственное кино, одноразовое развлечение, которое зрителя ничем не оскорбляет, но и не грозит особенно глубокой бороздой в его памяти.

Долгострой "Темная башня" как раз вписывается в ряд вменяемых, но ничем не выдающихся фильмов по Кингу. Собственно, вряд ли и сами создатели картины рассчитывали на иной результат. Об этом говорят и небольшой по голливудским меркам бюджет "Башни" (65 миллионов долларов), и кастинг, в котором из первоклассных звезд только Мэтью Макконахи, и сам режиссер - датчанин Николай Арсель. Он прославился тем, что написал сценарий к шведской экранизации "Девушки с татуировкой дракона", а затем снял крепкую костюмную драму "Королевский роман", награжденную на фестивале в Берлине. На Арселя взвалили и груз экранизации "Темной башни" - уже после того, как с проекта в течение нескольких лет последовательно соскочили Джей Джей Абрамс и Рон Ховард.

Если вы читали романы Кинга, то быстро поймете, что перед вами не экранизация, а произведение по мотивам, действие которого разворачивается уже после окончания действия романов. Что сильно развязывает авторам руки - вместо безумной и сложно устроенной вселенной Кинга, который использует разные жанры и нелинейное течение времени, перед нами прямолинейная подростковая фантастика. Главный герой "Темной башни" - нью-йоркский тинейджер Джейк видит в своих снах противостояние Добра и Зла. В них чернокожий стрелок Роланд (Идрис Эльба) обороняет Темную башню от волшебника Уолтера (Макконахи)... Этот усредненный фантастический канон Арсель дополняет самыми очевидными режиссерскими решениями. Пустынные пейзажи параллельной вселенной ровно такие, какие вы видели в десятках постапокалиптических фильмов - такой средний Средний (простите за каламбур) Запад после ядерного взрыва. Сценарные шаблоны, действия предсказуемы, мораль банальна, а финал дает возможность создателям сиквелов сделать вид, что этого фильма вовсе не было.

Вместо сложно устроенной Вселенной Кинга перед нами подростковая фантастика

Одним словом, Арсель сделал основательное, но насквозь вторичное кино, не несущее  сюрпризов. Фанаты Кинга негодуют, но когда дело дойдет до следующей попытки экранизации "Темной башни", про негодование забудут, как и про само детище Арселя.