09.08.2017 17:59
Поделиться

Чем запомнится первооткрыватель звезд ХХ века Павел Слободкин

Он ушел из жизни, когда ему было только 72. Жаль, многое из того что он сделал ныне полузабыто. Но ведь так бывало всегда - есть в шоу-бизнесе люди, которые любят быть всегда на виду. Они ищут любой повод, чтобы попасть в светскую хронику или на телевидение. Таких ныне - не перечесть на пальцах музыкантов симфонического оркестра! Но есть и другие композиторы и продюсеры - спокойно и невозмутимо делающие свое дело в истории российского шоу-бизнеса. Без эпатажа и не гонясь за славой. Но именно без них и не случилось бы истории нынешней популярной музыки: той ее части, которой можно гордиться! Создатель ВИА "Веселые ребята" Павел Слободкин, выводивший на сцену многих современных звезд как раз и был таким человеком.

Ныне считается, что диск "По волне моей памяти" Давида Тухманова, вышедший в 1976 году, - стал главным релизом отечественной не академической музыки 60-80-х. Сильнее других альбомов повлиял на развитие у нас рока, арт-рока и качественной эстрады на высокую поэзию (в нем были песни на стихи Ахматовой, Бодлера, Верлена, других…) Все точно! Но за четыре года до этого вышел и не менее значительный альбом - "Как прекрасен мир". Того же Давида Тухманова. Композитору было чуть больше 30-ти и в таком "не солидном" по тем временам возрасте - альбомы на единственной в СССР  фирме грамзаписи "Мелодия" не выпускали. Но Слободкин добился! А еще, благодаря этому диску, по сути, впервые стал широко известен Александр Градский. Баллада "Жил-был я", которую он спел, и стала одним из первых применений высокой русской поэзии в молодежной музыке: она была написана на пронзительно-трагичное стихотворение поэта начала века Семена Кирсанова… И другие песни на этом диске были прекрасны, как и его название: "Как прекрасен этот мир", "Любовь - дитя планеты", "Любимая, спи" и многие другие…

Именно продюсер Слободкин (хотя в 70-х такого слова в стране не знали) открыл Аллу Пугачеву. Та пришла на прослушивание, но Павел Яковлевич (еще и очень хороший пианист, а попутно еще и образец интеллигентности, стильности и хорошего вкуса, в том числе в одежде, моде) пригласил ее, юную дебютантку, в "Веселые ребята". И сразу - на гастроли по стране. Но список звезд, которым он помог обрести горизонты, намного внушительнее: Александр Лерман, Вячеслав Малежик, Александр Буйнов, Виктор Чайка, Алексей Глызин… За всех он очень переживал. Обозреватель "РГ" ходил на одно из первых в жизни интервью как раз к Слободкину и тот сетовал про Глызина: "Такой талантливый и хороший, но жаль - не учится, может стать еще лучше!.."

Сам же он учился постоянно: в 2001 году ушел с эстрады и построил свой Театрально-концертный центр Павла Слободкина на Арбате. Редкий зал с великолепной акустикой, как раз для классики. И сам же руководил там камерным оркестром. Создал там свою студию звукозаписи. Преподавал в ГИТИСе. Но всегда держался в стороне от тусовок и суеты. Может, и потому тоже, успел сделать столь многое…

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"