Новости

09.08.2017 17:03
Рубрика: Экономика

Эксперты оценят потребность России в атомных суперледоколах

Какие ледоколы и когда реально потребуются России, чтобы расширить свое присутствие в Арктике и сделать трассу Севморпути по-настоящему надежной и привлекательной для коммерческих перевозок? Ответ на этот и смежные вопросы предстоит дать экспертам Центра стратегических разработок, которым руководит сейчас бывший министр финансов России Алексей Кудрин.
Атомные ледоколы впервые появились в СССР, а сегодня обеспечивают лидерство России в Арктике. Фото: архив "Росатомфлота" Атомные ледоколы впервые появились в СССР, а сегодня обеспечивают лидерство России в Арктике. Фото: архив "Росатомфлота"
Атомные ледоколы впервые появились в СССР, а сегодня обеспечивают лидерство России в Арктике. Фото: архив "Росатомфлота"

Всесторонний анализ будет проведен специалистами ЦСР по заказу дочерней компании "Росатома" ФГУП "Атомфлот", которая эксплуатирует действующие атомоходы и является заказчиком трех новых. Под именами собственными "Россия", "Сибирь" и "Урал" они строятся в настоящее время на Балтийском заводе в Петербурге. Ледоколы проекта 22220, находящиеся в постройке, обладают универсальными качествами: за счет изменяемой осадки смогут работать и на глубоководных участках Севморпути, и на мелководье, включая Обскую губу и устья других сибирских рек.

"Россия", "Сибирь" и "Урал" с учетом недавних решений о корректировке графика их строительства, должны заступить на арктическую вахту, соответственно, в 2019-м, 2020-м и 2021-м годах. С ними все уже определено. А вот в отношении сверхмощных атомных ледоколов нового поколения (проект 10510 "Лидер"), которые нужны для обеспечения круглогодичных перевозок по Северному морскому пути, пока остается много неопределенностей. Надо признать, что вопросы были и раньше, а теперь, в связи с антироссийскими санкциями и явным торможением амбициозных проектов по освоению Арктики и развитию Севморпути, сомнения и риски экономического характера существенно возросли.

Напомним, что атомоходы "Лидер" задуманы как самые мощные в мире атомные ледоколы. Их генеральный проектант - Центральное конструкторское бюро "Айсберг" (Санкт-Петербург). Энергетическое сердце для арктического вездехода создают в ОКБМ "Африкантов" (Нижний Новгород). Предполагается, что в составе ГЭУ будут две ядерные паропроизводящие установки на основе реакторов РИТМ-400 тепловой мощностью по 315 мегаватт каждая.

Как ожидают, это позволит преодолевать льды толщиной до 3,5-4 метров и прокладывать судоходный канал в ледовых полях и торосах такой ширины, по которому смогут идти океанские танкеры и газовозы с большим и очень большим водоизмещением. В этом и заключается главное предназначение ледоколов "Лидер" - обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути для крупнотоннажных судов и проведение экспедиций в высоких широтах Арктики.

Согласно первоначальным планам, головной ледокол проекта 10510 намечали построить к 2030 году. Но теперь все надо переосмыслить и заново пересчитать, в том числе объем затрат на строительство и перспективы их окупаемости с учетом ожидаемой и реально возможной загрузки.

Судя по материалам на сайте закупок "Росатома", эксперты ЦСР должны будут определить потребность и оценить социально-экономические и бюджетные эффекты строительства и эксплуатации двух атомных ледоколов нового поколения проекта 10510 "Лидер" для обеспечения перевозок морским транспортом в арктической зоне РФ, в том числе по Северному морскому пути. С этой целью будет разработана финансово-экономическая модель строительства и эксплуатации этих атомоходов, в том числе с использованием принципов государственно-частного партнерства.

Цена вопроса пока не оглашается, но для сравнения можем сказать: строительство головного и двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 оценивают в 120 миллиардов рублей.

Экономика Транспорт Водный транспорт