Эксперты оценят потребность России в атомных суперледоколах

Какие ледоколы и когда реально потребуются России, чтобы расширить свое присутствие в Арктике и сделать трассу Севморпути по-настоящему надежной и привлекательной для коммерческих перевозок? Ответ на этот и смежные вопросы предстоит дать экспертам Центра стратегических разработок, которым руководит сейчас бывший министр финансов России Алексей Кудрин.

Всесторонний анализ будет проведен специалистами ЦСР по заказу дочерней компании "Росатома" ФГУП "Атомфлот", которая эксплуатирует действующие атомоходы и является заказчиком трех новых. Под именами собственными "Россия", "Сибирь" и "Урал" они строятся в настоящее время на Балтийском заводе в Петербурге. Ледоколы проекта 22220, находящиеся в постройке, обладают универсальными качествами: за счет изменяемой осадки смогут работать и на глубоководных участках Севморпути, и на мелководье, включая Обскую губу и устья других сибирских рек.

"Россия", "Сибирь" и "Урал" с учетом недавних решений о корректировке графика их строительства, должны заступить на арктическую вахту, соответственно, в 2019-м, 2020-м и 2021-м годах. С ними все уже определено. А вот в отношении сверхмощных атомных ледоколов нового поколения (проект 10510 "Лидер"), которые нужны для обеспечения круглогодичных перевозок по Северному морскому пути, пока остается много неопределенностей. Надо признать, что вопросы были и раньше, а теперь, в связи с антироссийскими санкциями и явным торможением амбициозных проектов по освоению Арктики и развитию Севморпути, сомнения и риски экономического характера существенно возросли.

Напомним, что атомоходы "Лидер" задуманы как самые мощные в мире атомные ледоколы. Их генеральный проектант - Центральное конструкторское бюро "Айсберг" (Санкт-Петербург). Энергетическое сердце для арктического вездехода создают в ОКБМ "Африкантов" (Нижний Новгород). Предполагается, что в составе ГЭУ будут две ядерные паропроизводящие установки на основе реакторов РИТМ-400 тепловой мощностью по 315 мегаватт каждая.

Как ожидают, это позволит преодолевать льды толщиной до 3,5-4 метров и прокладывать судоходный канал в ледовых полях и торосах такой ширины, по которому смогут идти океанские танкеры и газовозы с большим и очень большим водоизмещением. В этом и заключается главное предназначение ледоколов "Лидер" - обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути для крупнотоннажных судов и проведение экспедиций в высоких широтах Арктики.

Согласно первоначальным планам, головной ледокол проекта 10510 намечали построить к 2030 году. Но теперь все надо переосмыслить и заново пересчитать, в том числе объем затрат на строительство и перспективы их окупаемости с учетом ожидаемой и реально возможной загрузки.

Судя по материалам на сайте закупок "Росатома", эксперты ЦСР должны будут определить потребность и оценить социально-экономические и бюджетные эффекты строительства и эксплуатации двух атомных ледоколов нового поколения проекта 10510 "Лидер" для обеспечения перевозок морским транспортом в арктической зоне РФ, в том числе по Северному морскому пути. С этой целью будет разработана финансово-экономическая модель строительства и эксплуатации этих атомоходов, в том числе с использованием принципов государственно-частного партнерства.

Цена вопроса пока не оглашается, но для сравнения можем сказать: строительство головного и двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 оценивают в 120 миллиардов рублей.