Немецкие СМИ пишут: Duden решил избавиться от "нафталинового имиджа". Хотя обвинение это несправедливо: самый авторитетный словарь немецкого языка обновляется каждые три-пять лет. Сегодня в нем 145 тысяч слов. Для сравнения: в 2009 году их было 135 тысяч, а в 1880-м - когда вышло его первое издание - всего 27 тысяч. Так что на протяжении не только десятилетий, но и столетий он явно идет в ногу со временем.
В последние годы на расширение вокабуляра оказывают прямое влияние политика, интернет и развитие технологий. В новый Duden вошли лексические единицы, прочно вошедшие в употребление как в разговорной речи, так и на страницах газет или в пространстве соцсетей. "Селфи" и "селфи-палка", "эмодзи", "кибервойна", Instagram, "число кликов", "прямое включение", "отфрендить" - этот новояз давно понятен не только молодежи, но и продвинутым пользователям старшего поколения. Политический лексикон обогатили такие понятия, как Brexit, "думы о Европе", "удары беспилотников", "фейковые новости" и "лживая пресса" (явный "привет" от одного небезызвестного американского политика), "дорожная карта", "кризис с беженцами" и даже "народный предатель" (в наши дни выражение используется немецкой, в основном - ультраправой оппозицией по отношению к правительству в вопросе приема мигрантов; а вообще-то оно появилось во времена национал-социализма, и в послевоенное время на него на долгие годы было наложено негласное табу). Чтобы русскоязычному читателю было ясно: немецкое словообразование строится таким образом, что имя существительное нередко бывает многосоставным, одним из корней которого становится эпитет или второе существительное. К примеру, Wilkommenskultur ("культура гостеприимства", или, дословно, "Добро-пожаловать-культура") - как раз такой пример вошедшего в словарь неологизма, отражающего политику Берлина последних лет в отношении мигрантов.
Кстати, в современной версии Duden решили указать всех канцлеров ФРГ, так что на его страницах можно найти статью "Меркель, Ангела". К составлению словаря немцы подошли основательно: собрали комиссию из 15 филологов, социологов, редакторов, которые регулярно собирались на заседания и отчитывались по результатам мониторинга медиапространства, соцсетей, современной литературы. "На самом деле в составлении словаря участвовали 80 миллионов немцев", - признала его редактор.