Здание по Каменноостровскому проспекту, 57 построено в 1910 году, краеведам оно известно как доходный дом Агафонова.Большинство квартир здесь - коммуналки, но некоторые полностью выкуплены обеспеченными людьми. Недавно квартиру в парадной N 3 на втором этаже приобрел некто Александр Свиридов. И начал делать ремонт.
Никаких претензий к нему со стороны соседей раньше не было. По крайней мере, никто из них с жалобами в районную администрацию не ходил. А полторы недели назад в доме пошли ходуном стены, образовались трещины. В нескольких квартирах обрушились потолки и провалились полы.
"Произошла фрагментация верхней части арочного проема, вызвавшая частичное обрушение несущей колонны здания и отклонение ее от оси более чем на 10 градусов, в результате чего в нескольких квартирах произошло деформирование перекрытий, вследствие чего данные квартиры пришли в состояние, непригодное для проживания", - считают в Следственном комитете по Санкт-Петербургу.
Сейчас по факту обрушения перекрытий возбуждено уголовное дело. Расследование ведется в рамках статьи "Нарушение правил безопасности при проведении строительных работ".
Владельца квартиры отправили под домашний арест. Правда, в своей квартире на Каменноостровском мужчина явно отбывать его не сможет - именно здесь разрушений больше всего.
Между тем, определенная судом изоляция для г-на Свиридова в некоторой степени гуманна, ведь личная встреча с соседями владельцу квартиры вряд ли покажется радостной.
Как сообщила "РГ" сотрудница администрации Петроградского района Петербурга Александра Соколова, в парадной N 3 проживают 30 человек. После обрушения людей эвакуировали в маневренный жилой фонд.
Сейчас жители могут вернуться обратно. Но они боятся. К тому же, в некоторые квартиры возвращаться в прямом смысле нельзя - жилище требует капитального ремонта.
Житель дома Алексей Калачев говорит, что пока нет окончательного ответа, что же случилось со зданием: экспертиза после обрушения конструкций еще не завершена. Соответственно, люди не знают, что им делать дальше.
Ну а следователей волнует, как сосед-перепланировщик вообще смог снести в квартире несущие конструкции. В районной администрации говорят: по предварительным данным, он действовал легитимно.
Кто и на каком основании выдал Свиридову разрешения, связанные со столь масштабной перепланировкой, сейчас выясняют и в прокуратуре Петроградского района. В ведомстве намерены дать принципиальную оценку действиям как жилищных органов, так и должностных лиц.
В принципе, у жильцов есть все шансы взыскать материальный ущерб со своего соседа.
- Наиболее быстрым и надежным вариантом является предъявление иска о возмещении ущерба к виновнику в суд общей юрисдикции. В судебном процессе нужно будет доказать причинно-следственную связь между действиями ответчика и нанесенным ущербом, - говорит юрист Василий Неделько.
Эксперт предупреждает: процесс может занять от шести месяцев до года, поэтому уже сейчас жильцам имеет смысл подать заявление об обеспечении иска - запретить ответчику отчуждать квартиру до окончания процесса. -По крайней мере можно будет рассчитывать на получение возмещения за счет продажи квартиры виновника, - подчеркивает Неделько.
- Наличие возбужденного уголовного дела по факту обрушения перекрытий в доме в результате перепланировки может поспособствовать благоприятному исходу в рассматриваемой ситуации, однако все будет решаться судом при рассмотрении конкретного дела, - говорит адвокат Елена Михалевич.
Ну а ведущий юрист Европейской юридической службы Александр Спиридонов считает, что так как обрушение на Каменноостровском дошло до уголовного дела, то люди могут обратиться в следственные органы с заявлением о признании их гражданскими истцами и предъявить к виновнику иск в рамках уголовного дела. Иск можно предъявить и в ходе судебного разбирательства этого уголовного дела.
Все опрошенные "РГ" юристы сходятся во мнении: у жильцов есть все шансы взыскать компенсацию со своего соседа.