Неудивительно, что в Петербурге нет пригодных для купания водоемов. Что в местах массового отдыха, что на судоходных реках и каналах города, экологическая ситуация плачевна. Ежегодно в акватории Петербурга собирают около полутора тысяч тонн мусора, а в год на ликвидацию плавучих свалок тратят до 50 миллионов рублей.
- К сожалению, в наших силах собрать только тот мусор, что плавает на поверхности, при работе вручную КПД низкий, - рассказал корреспонденту "РГ" координатор мониторинга городской акватории Александр Холодов, - ведь бутылки и банки, например, оседают на дно слоем, и мы не в силах убрать мусор со дна. Если Мойку и Фонтанку в центре еще как-то поддерживают в нормальном состоянии, то вдали от глаз туристов грязи на воде становится больше. Карповка, например, привлекательна только в районе яхт-клуба и новых жилкомплексов, в середине же похожа на свалку, из воды торчит арматура. Черная Речка тоже - чем дальше от метро, тем больше покрышек и железных конструкций в воде.
Но больше всего опасений, по словам Холодова, вызывает река Охта и ее приток Оккервиль. В районе Нового Девяткино загрязнение особенно сильное, так как все отходы крупных жилых комплексов попадают в воду - очистных сооружений там нет. Потом все эти стоки проходят по течению через череду промышленных предприятий и выплывают в Неву и Финский залив.
По данным авторов мониторинга, в воду бросают мусор именно горожане и туристы - на долю владельцев судов приходится минимальный процент поверхностного загрязнения. По словам активистов, на туристических маршрутах владельцы катеров сами заинтересованы в чистоте акватории, так как мусор может повредить судно - намотаться на винт, например.
Как рассказали корреспонденту "РГ" в городском комитете по природопользованию и охране окружающей среды, проблемы "плавучих свалок" в городе не существует. Актуальна проблема уборки наплавного мусора, попадающего в реки и каналы, которыми активно пользуются. Еще одна проблема - это отходы судов, нефтезагрязненные и хозяйственно-бытовые воды. Сливать их в акваторию нельзя, поэтому город организовал спецприемники в нескольких точках для сбора. За прием отходов в этих пунктах отвечают частные компании, и недавно выяснилось, что некоторые из них лишь создают видимость работы и нарушают сразу ряд законов.
По словам заместителя Санкт-Петербургского транспортного прокурора Алексея Оптовкина, недавно ведомство и ЗакС получили ряд сигналов от горожан о чисто символическом процессе приема жидких отходов с судов. Проверки подтвердили - иногда представители судна и компании-приемщика отходов просто обмениваются фиктивными справками для отчетности, изображая видимость перелива по трубе, а бывает, даже и без этого. Утилизатор получает деньги просто ни за что, но при этом составлен акт выполненных работ.
Более того, некоторые судовладельцы вообще не возят отходы к пунктам, а самовольно меняют конструкцию судна без необходимых согласований - припаивают клапан для удобства прямого слива отходов в воду, урезают отсек для отходов, чтобы на борт поместить больше пассажиров, и так далее.
Как пояснил начальник отдела координации аварийных работ комитета по природопользованию Игорь Березин, это происходит по двум причинам. Бизнес, уполномоченный этим заниматься, экономит время либо ленится соблюдать требования закона. Перелив отходов в спецприемник по трубе занимает от 40 минут до часа, в туристический сезон на сдачу отходов выстраивается очередь из катеров и "метеоров". При попытках отследить путь судов по навигационному оборудованию часто выясняется, что навигаторы были отключены под разными предлогами. За такие нарушения надзорный орган грозит вообще снимать суда с эксплуатации и ставить на штрафстоянки.
По сведению прокуратуры, за некачественный прием отходов с судов грозит штраф от 100 до 250 тысяч рублей, а представителям бизнеса, практикующим подлоги документов, - уголовное дело и отзыв лицензии через суд. Чтобы зафиксировать факты приема загрязненных стоков и избежать мошенничества, природоохранный комитет призвал в течение месяца установить камеры на причалах, где принимаются отходы.