09.08.2017 20:13
Поделиться

На Ямале прекратили тушить лесные пожары

Природные пожары, все еще продолжающие уничтожать леса Ямала, решено больше не тушить - из-за экономической нецелесообразности. Об этом открыто заявили в департаменте гражданской защиты населения ЯНАО. По аргументации ведомства, очаги огня больше не несут угрозы объектам экономики (главным образом нефтегазового сектора) и населенным пунктам. А расходы на тушение больше, чем прямые потери. На тот момент в регионе сохранялось еще 10 природных пожаров на общей площади порядка 34 тысяч гектаров.

Дальше огонь уже не пойдет, решили, проанализировав ситуацию с погодой, в ведомстве: стало заметно прохладнее, ожидаются дожди, - сама природа подключилась к тушению. До этого борьба с пожарами напоминала экстренно развернутую военную операцию. В самые напряженные дни было задействовано около 700 человек, авиация МЧС России. Пять бортов и сегодня работают в регионе, в том числе Бе-200 - знаменитый самолет-амфибия, способный поднимать на борт до 12 тонн воды, загружая ее из водоемов в течение 12 секунд. Привлекали и силы соседних регионов - Югры и Свердловской области. Пожары бушевали две недели, начиная с 23 июля, едва не дошли до населенных пунктов. В зоне задымления оказался даже Салехард - столица Ямала, ряд муниципалитетов Югры.

Расходы на ликвидацию пожаров в два раза меньше, чем в прошлом году, когда регион направил на борьбу с огнем 600 миллионов рублей

На ликвидацию пожаров из резервного фонда правительства округа выделено 269 миллионов рублей, 57,6 миллиона направлено из федерального бюджета: расходы в два раза меньше, чем в прошлом году, когда регион направил на борьбу с огнем 600 миллионов рублей, из них 79 миллионов - федеральные средства. Для сравнения: на эти деньги можно построить современный детский сад или несколько километров автодорог.

Нынче в пекло брошено меньше средств, потому что пожарный сезон оказался короче - всего две недели. Прошлым летом пожары бушевали почти полтора месяца, хотя леса тогда выгорело меньше, чем нынче - всего 79 тысяч гектаров, а в этом году выжжено уже более 173 тысяч плюс догорающие 34 тысячи.

Погибший лес в сумму ущерба не вошел. Если учесть все составляющие - прямые и косвенные, цифра, очевидно, зашкалит за миллиард.

- Совокупный ущерб подсчитать очень сложно, - отмечает проректор Уральского лесотехнического университета, доктор сельскохозяйственных наук Сергей Залесов. - Есть прямые потери, которые рассчитываются, исходя из ценности каждого отдельно взятого участка. Скажем, где-то погиб полноценный лес, годный для производства деловой древесины, где-то выгорели редкостойные деревья, а где-то участки, на которых рос один лишайник. Все измеряется применительно к каждому участку отдельно. Но есть потери и косвенные: скажем, в очаге пожара могли оказаться пастбища для оленей. Сколько лет уйдет на восстановление ягеля? Все это тоже ущерб - и немалый. Кроме того, отдельные очаги могли быть на склонах с вечной мерзлотой, а это чревато сползанием почвы - тоже потенциальный ущерб.

При этом, по мнению эксперта, главная проблема сегодня в том, что повсеместно перешли к системе "управления пожарами". Очевидно, из этого и вытекает логика "экономической нецелесообразности" тушения отдельных очагов. Но ликвидировать нужно любое возгорание, считает Сергей Залесов. Да, в северных регионах своя специфика, там чаще именно природный, а не человеческий фактор ведет к пожару. Но все же система лесоохраны, раннего выявления возгораний толком не работает - из-за резкого сокращения числа лесничих после вступления в силу нового Лесного кодекса. Раньше каждый из них был хозяином на своем участке и четко знал, что происходит в его квадрате и вовремя подавал сигнал пожарным.

- Нельзя сказать, что сегодня ничего не делается, - говорит Сергей Залесов. - После 2010 года, когда почти по всей стране бушевали лесные пожары, технически существенно усилили группировки сил МЧС, вложили массу денег в средства пожаротушения, но система охраны, контроля за лесами так до конца и не восстановлена. И пока это не будет сделано, мы продолжим бросать миллионы в пекло.

прямая речь

Владимир Пучков, министр МЧС России:

-Мы реализуем все планы по оснащению структур экстренного реагирования. Новая техника, экипировка, российские технологии поступают и дальше будут поступать для укрепления всех органов управления и реагирования на ЧС, в том числе и в подразделения на Ямале. Мы усилим тяжелую федеральную группировку авиации МЧС России, структур Росгвардии и других федеральных подразделений, с другой стороны, дооснастим и гражданские подразделения авиации, которые работают на Ямале.

P.S.

На момент подписания номера в печать, как сообщили "РГ" в правительстве ЯНАО, действующих пожаров на территории автономного округа не было зафиксировано. Режимы "Чрезвычайная ситуация" и "Повышенная готовность" еще продолжают действовать в нескольких районах. Всего с начала пожароопасного сезона (с 1 мая 2017 года) возникло 366 природных пожаров, общая площадь, пройденная огнем, - 229 441 гектар.