В профессиональных кругах такая модель получила название "альтернативной котельной": потолком цены гигакалории в регионе должна стать сумма, которую потребителю пришлось бы заплатить, чтобы отказаться от централизованного теплоснабжения и с нуля в чистом поле построить собственный теплоисточник. В рамках реформы в России должны появиться ценовые зоны, внутри которых единые теплоснабжающие организации будут отвечать за все: поставку тепла, строительство, реконструкцию и модернизацию объектов теплоснабжения. Также на их совести будет качество предоставления услуг и допустимые перерывы в обеспечении тепловой энергией.
Предполагается, что в результате перехода к новой модели в некоторых субъектах Федерации тарифы снизятся, в других, наоборот, вырастут - если раньше они были ниже цены "альтернативной котельной". По мнению экспертов, на большей части УрФО переход на новую модель в перспективе приведет к повышению цен на тепло. Несколько лет назад, при подготовке законопроекта и соответствующей "дорожной карты" в федеральном Минэнерго подсчитали, где в России предельные цены взлетят выше всех. Оказалось, в Кемеровской области и Башкортостане - там рост составит 105 и 86 процентов. На Урале ситуация не такая удручающая, но потребителей цифры тоже не обрадуют: в Челябинской области тепло может подорожать максимум на 59 процентов, в Свердловской - на 48.
Сегодня тарифы на Урале одни из самых низких в стране, и эта тенденция тянется еще с 90-х годов прошлого века.
- В 1995-96 годах Свердловская область дотировала населению до 60 процентов всех трат на коммунальные услуги, - говорит Сергей Сысков, эксперт комитета по энергетике свердловского Союза промышленников и предпринимателей. - Процесс перехода к стопроцентной оплате тепла растянулся на 10 лет, и на дотации стоимости коммунальных услуг тратилась значительная часть регионального бюджета, поэтому было принято политическое решение о сдерживании тарифов. За счет чего? Например, за счет снижения расходов на ремонт. Дальше на сдерживании тарифов на коммунальные услуги сказались ограничения, вводимые на уровне Федерации. Два десятилетия такой тарифной политики привели к деградации значительной части инженерной инфраструктуры. И сегодня, придя к полной оплате коммуналки, но по заниженному тарифу, области очень сложно содержать в порядке тепловое хозяйство.
По некоторым оценкам, около 80 процентов тепла в Свердловской области вырабатывается на оборудовании, требующем замены по причине морального и физического износа. Например, 125 из 150 работающих на территориях котельных мощностью от 6 до 10 мегаватт старше 25 лет. У древнего оборудования низкий КПД, высокий расход топлива и электроэнергии, многочисленный персонал, большая потребность в ремонтах. Не лучше ситуация и с тепловой инфраструктурой: более 60 процентов сетей выработали ресурс.
- Для выживания отрасли нужны инвестиции, и они все равно будут оплачиваться потребителями через тариф, - констатирует Сергей Сысков.
По мнению сторонников метода "альтернативной котельной", его ценность - в поэтапном выравнивании тарифов: в регионах, где стоимость тепла выше предельного уровня, она замораживается и не поднимается до тех пор, пока естественная инфляция не приблизится к этому потолку. А где ниже - растет в течение переходного периода, который может составлять до десяти лет.
В изменении подхода к ценообразованию в первую очередь заинтересованы крупные инвесторы: вкладывая в развитие теплового бизнеса, они получат механизм возврата своих средств. "Задача предлагаемой новой модели рынка тепла - привлечь частные инвестиции в технологическое обновление изрядно изношенной инфраструктуры теплоснабжения. Инвесторы готовы вкладывать значительные средства только под гарантии справедливых и стабильных правил, в том числе ценообразования. Теперь нам совместно с органами власти предстоит большая работа по подготовке к переходу на новую модель", - отметили в пресс-службе крупнейшего теплоэнергетического холдинга.
Однако пока большинство регионов участвовать в пилотных проектах отказывается - и имеет на это право: выбор метода регулирования - дело добровольное. Так, в правительствах Тюменской и Челябинской областей отмечают, что в ближайшее время переход на новую модель не планируется, поскольку в существующих условиях схема приведет к увеличению тарифов на тепло, а значит, к дополнительным расходам бюджета на сдерживание роста платы граждан за коммунальные услуги. В министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области также сообщили, что решение не принято.
По словам эксперта аналитического центра при правительстве РФ Евгения Гашо, пока в регионах вообще не готовы предметно обсуждать цену вопроса: в каждой теплоснабжающей организации столько особенностей, что грамотно рассчитать потолок цены очень сложно. Кроме того, к новой модели еще нет разъяснений.
- Действующим законодательством не предусмотрено установление цены тепловой энергии методом расчета "альтернативной котельной", - разъяснили в Региональной энергетической комиссии Свердловской области. - Для реализации права теплоснабжающей организации на применение иного, кроме существующих методов государственного регулирования тарифов, необходимы соответствующие методические указания. В настоящее время говорить о расчетах тарифов на тепловую энергию иными методами, помимо действующих, преждевременно.
Тем временем с 2017 года у бизнеса появился механизм, который позволяет реализовать эффективные проекты в теплоснабжении и при нынешней тарифной модели. Это инвестиционный контракт, который предполагает экономию не только на энергетических ресурсах, но и на фонде оплаты труда и ремонтных работах.
- Например, в Асбесте работает старая котельная мощностью 600 киловатт, которую обслуживают восемь человек с зарплатой по 25 тысяч рублей в месяц, - подсчитывает Сергей Сысков. - Если поставить полностью автоматизированный котел за миллион рублей, можно сократить четырех сотрудников. Только на фонде заработной платы за год экономим 1,2 миллиона. Дополнительная экономия - на обслуживании и ремонте, ведь новое оборудование нуждается в них минимально.
Возможность работать по такой схеме у инвесторов появилась с февраля 2017 года, однако практики реализации подобных проектов пока нет, первые выводы об эффективности инвестиционных контрактов в теплоэнергетике можно будет сделать только через год-полтора.
Олег Иванов, председатель совета НП "ЖКХ Контроль Московской области":
- С введением экономически обоснованной цены на тепло правила игры на рынке станут более прозрачными и понятными для любого инвестора и потребителя. Это поможет убрать с рынка неэффективных и "дорогих" производителей. Но есть и риски: с учетом того, что некоторые поставщики тепла зачастую находятся в тесном взаимодействии с региональной властью, есть вероятность нарушения методики формирования предельной цены, тем более что полномочий контроля "адекватности" установленного тарифа со стороны профильного министерства сегодня нет.