Зеленый забор бросается в глаза каждому, кто въезжает со стороны Московского тракта в Первоуральск. Основательный, установленный человеком явно не бедным, рассчитывающим по полной использовать огороженный участок. Место бойкое, перспективное для бизнеса, по соседству уже выросли магазинчики, автомастерские, а за этим забором - поляна с пенсионерскими грядками.
- И деньги у меня вымогали, и продавали участок, но прокуратура и суд аннулировали сделку. Однажды закрыли мужа в огороде: приходилось рыть подкоп и пролезать под забором, - возмущается Галина Божинская, показывая главный, по ее убеждению, документ на землю: наследственное дело.
Перипетии начались, когда в далеком 2002 году Галина Павловна решила оформить документы на доставшийся ей от отца огород. Пригласила кадастрового инженера и с готовым планом участка подала все бумаги в земельный отдел администрации. Каково же было удивление пенсионерки, когда с нее запросили полпенсии - 6,5 тысячи рублей - за свидетельство о собственности. Божинская до сих пор уверена: запрошенная цена была не чем иным, как вымогательством взятки, а потому иметь дело с "нечистоплотными", по ее мнению, чиновниками не захотела.
У соток Галины Павловны интересная судьба, не менее, пожалуй, увлекательная, чем история борьбы в России за землю и волю. По семейной легенде, еще в середине XIX века сразу после отмены крепостного права этот участок приобрел прадед Божинской. На бойком месте открыл постоялый двор: cемейство кормили большая дорога и свой огород. Кстати, уральские крестьяне с таким воодушевлением встретили манифест Александра II, что на свои деньги установили первый и единственный в России памятник земельной реформе.
В семье Божинских земельное богатство передавалось из поколения в поколение. Не оборвалась наследственная ниточка и с приходом советской власти. Несмотря на национализацию земли, декретом от 1922 года государство признало за крестьянами право бессрочной аренды обрабатываемых ими наделов. Все тот же огород спасал Божинских от голода и в Великую Отечественную, и в послевоенное трудное время.
В семидесятые годы семье ветерана войны (отец Божинской к тому времени умер) городские власти выделили квартиру, а дом велели в течение месяца снести. В том же распоряжении местной администрации, как утверждает пенсионерка, было сказано, что за Божинскими сохраняется право пользования земельным участком в 15 соток. На основании этого документа в администрации рассчитали земельный налог, который Божинские исправно платили.
Как многие сограждане, выросшие в советские времена, Галина Павловна долго была уверена, что клочок доставшейся ей по наследству земли никуда не денется. После начала осенью 2006 года "дачной амнистии" она вновь решила оформить участок в собственность: подрастали внуки, и бабушка уже задумалась об их будущем. Божинская достала кадастровый план, отнесла документы в администрацию и вскоре получила шокирующий ответ: "На участке обременение. Он передан в аренду другому лицу".
Как выяснилось, в аренду на 10 лет с правом выкупа отдали не только землю Божинской, но и ее соседа. Всего в распоряжение нового хозяина - жителя Первоуральска Овчинникова - перешло 24 сотки, большая часть которых - огород Галины Павловны. Все ее попытки оспорить это решение в суде положительных результатов не дали. Более того, вскоре возле ее грядок выросло первое крохотное строение без окон. Даже не хибара, а сарай. Но эту времянку представители земельного комитета администрации признали "объектом жилой застройки", который дает право арендатору выкупить землю по льготной цене.
Возмущенная пенсионерка написала заявление в прокуратуру, надзорное ведомство провело проверку и подало иск в суд с требованием признать сделку ничтожной, так как "зарегистрированный на участке объект недвижимости не отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальным жилым домам". По решению суда договор продажи участка расторгли, однако договор аренды с Овчинниковым суд оставил в силе. И юридически семья Божинских продолжала оставаться незваным гостем на фамильном огороде. Куда ни жаловалась Галина Павловна: и в первоуральскую прокуратуру, и в ОБЭП, - ответы приходили как под копирку: нарушения закона, а уж тем более мошенничества или коррупции в действиях сотрудников администрации не усматривается.
Никому даже не показалось странным, что через пару лет чиновники из земельного комитета не побоялись наступить на те же грабли: на участке за зеленым забором появилась очередная постройка. Пусть и побольше первой, но все так же без окон. И Овчинников вновь получил в кабинетах администрации добро на выкуп участка, несмотря на то что в момент сделки арендатором он юридически уже не являлся (срок аренды истек за неделю до оформления документов купли-продажи). А ведь в администрации прекрасно знали, что существуют и другие претенденты на сотки, у которых есть более весомые доказательства права на землю, чем деревянный сарайчик.
Весной нынешнего года Верховный суд РФ признал: даже если человек при жизни не успел оформить в собственность землю, его наследники имеют первоочередное право получить этот участок. Подробное описание конкретной ситуации со всеми юридическими обоснованиями читатель найдет в материале "Сотки по умолчанию" ("РГ" от 29 мая 2017 года). Мы приведем лишь одну законодательную ссылку: в статье 1181 ГК РФ сказано: "Принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется".
Возможно, для чиновников и правоохранительных органов Первоуральска Гражданский кодекс не является настольной книгой. Но неутомимое желание представителей местной власти передать именно этот участок определенному лицу наводит Галину Павловну на грустные мысли: ну как тут не усмотреть чью-то заинтересованность.
"РГ" отправила главе администрации Первоуральска Валерию Хореву официальный запрос: почему при осуществлении сделки с земельным участком не учитывается наследственное право Божинской, почему надел передают одному и тому же арендатору? В ответ мы получили… нет, не отписку, а полное перечисление решений суда по искам Галины Павловны и вывод: "Судами неоднократно установлен факт отсутствия какого-либо права Божинской на земельный участок, а также законность его предоставления третьим лицам". И никакого намека на желание разобраться в сути конфликта.
Общественники признают, что махинации с землей - один из самых распространенных способов обогащения муниципальных чиновников. В Первоуральске на незаконном выделении участков родственникам попались сразу пять сотрудников мэрии. Они обеспечили наделами себя, своих отцов, дедов, зятьев… Прокуратура подала иск в суд, и сделки признали незаконными. Правда, нарушители отделались легким испугом. Двух чиновников уволили, еще трое получили дисциплинарное взыскание. "Речь об уголовном преследовании служащих не идет, поскольку факт принятия незаконных решений был вовремя выявлен", - пояснил помощник прокурора Первоуральска Андрей Елисеев.