В Зауралье нашли тайник с Георгиевскими крестами и царскими банкнотами

В станице Звериноголовской во время ремонта старого дома нашли деньги и военные награды казака царской армии. Здание много раз перестраивали, однако "сокровища" пролежали незамеченными сто лет.

Дом стоит в центре бывшей казачьей крепости, возле церкви на улице Свободы. Около трех лет назад его купил нотариус Григорий Колеватов. По словам владельца, в одной части здания он планирует поселиться, а во второй разместить офис. Все три года здание пустовало. Нынче, наконец, начался ремонт.

- Дом, конечно, древний, но стены и фундамент у него основательные, видно, строили на века, - говорит Григорий Колеватов.

Новому хозяину с ремонтом помогали местные жители Дмитрий Канщиков и Иван Костырев. Когда они стали перекрывать крышу, из угла полусгнивших стропил выпал сверток в светло-коричневой плотной бумаге. В такую еще на почте заворачивают бандероли. Хотели было выбросить его вместе с другим мусором, да Дмитрий решил проверить, что внутри. Поднял пакет, развернул - а там ровной стопочкой, один к одному царские деньги, два Георгиевских креста 3-й и 4-й степени и медаль "За храбрость". Награды хорошо сохранились, только георгиевские ленточки чуть-чуть истлели. Банкноты тоже в отличном состоянии, как будто их только что напечатали. Всего 1200 рублей разными купюрами, выпущенными в 1890, 1909, 1910, 1914, 1915 и 1917 годах. Особенно выделялась самая большая по размеру сторублевка с изображением Екатерины Великой и 25-рублевая ассигнация с портретом Александра III.

- Когда я увидел содержимое свертка, даже заволновался, - признался Григорий. - Такое ощущение, что человек тщательно выбирал укромное место, чтобы спрятать деньги и награды. К слову, он, видимо, был не бедный. На одной купюре было написано, что рубль приравнивается к 17 долям золотом. Могу ошибаться, но в пересчете на наш курс найденное тянет примерно на 2,5 миллиона.

- Я слышала от мамы: когда в Зверинку пришли красные, все начали прятать свое добро, - вспоминает Александра Курц

Кстати, при царе-батюшке хорошая дойная корова стоила 60 рублей, справный конь - от 150, лошадь для повозки - 100, ломовая, рабочая - 70 рублей, а старая кляча на колбасу - 20. Так что на эти деньги можно было завести целый табун.

По номерам медалей рабочие нашли в Интернете владельца наград. Предположительно им мог быть участник Первой мировой войны Петр Михайлович Черкасов. Фамилия для Звериноголовского района известная, наверняка остались родственники, подумали строители. Обратились в местный музей, а там уже за дело взялась председатель совета ветеранов Нина Жильцова.

- Я сразу открыла районную Книгу памяти, - рассказала она. - В ней указан всего один участник Великой Отечественной войны с фамилией Черкасов - Павел Петрович. Он родился в 1917 году, в армии служил с февраля 1940-го по март 1946 года.

Оказалось, Павел - сын того самого Петра Черкасова. А потом в пяти километрах от Звериноголовского в селе Круглом нашлась племянница владельца Георгиевских крестов Александра Курц. Ее мать Анфиса Михайловна - родная сестра казака Черкасова. 27 июля племяннице передали царские банкноты и награды дяди.

- Вы знаете, я чувствовала: там что-то отыщут, - призналась "РГ" 83-летняя Александра Александровна Курц. - Иду как-то в церковь, вижу, как крышу на доме разбирают, сердце забеспокоилось. Я слышала от мамы: когда в Зверинку пришли красные, все начали убирать подальше свое добро.

Вряд ли дядя сам спрятал деньги и медали, считает племянница. Скорее всего, это сделал незадолго до своей смерти его отец. Черкасовы, по словам Александры Курц, были очень трудолюбивыми, по хозяйству все сами делали, работников нанимали только на посевную и уборку.

Александра Александровна не знает, за какие конкретно подвиги ее родственника удостоили столь высоких наград, но думает, что просто так их не давали. Долгое время о судьбе дяди, как и своего отца, она ничего не знала. Известно лишь, что в 1937 году вместе с другими звериноголовскими казаками как врагов народа их куда-то увезли из станицы. Позже пришел ответ из архива ФСБ: Петра Черкасова расстреляли в том же году 14 декабря, а реабилитировали 4 июля 1956-го. О судьбе отца Александре достоверно ничего не известно.

Что делать с наградами и деньгами, потомки георгиевского кавалера решат на семейном совете: не все пока даже их видели. Александра Курц не сомневается: клад сохранят как реликвию и будут передавать из поколения в поколение.

Кстати

В Звериноголовском нередко находят интересные вещи на чердаках старых казачьих домов. Кроме черкасовских "сокровищ" Нине Жильцовой особенно запомнились две находки: ученические тетради по русскому языку 1940-1950 годов, сохраненные завучем школы Антониной Гомзяковой, и семейный альбом учительницы Звериноголовской средней школы, кавалера двух орденов Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Анны Косаревой.