10.08.2017 13:00
    Поделиться

    Цифровое моделирование зданий поможет отечественному софту

    Внедрение цифрового моделирования в стройкомплекс подтолкнет к созданию отечественного софта. Тема настолько актуальная, что ей посвятили отдельную секцию на международной выставке Иннопром-2017.

    Сегодня проникновение BIM-технологий (Building Information Modeling - информационное моделирование здания) в Москве и центральной России, по данным дочерней компании "1С", на стадии проектирования составляет 15-20 процентов, на стадии жизненного цикла здания цифры гораздо ниже. А чем дальше от столицы, тем показатели еще меньше. Екатеринбург в этом смысле - приятное исключение: муниципальная служба заказчика с 2016 года выдает техзадания именно на создание информационных моделей.

    В чем же причина "невостребованности" BIM в России? "Мы столкнулись с необходимостью радикального изменения основ проектирования, - поясняет Андрей Бриль, полномочный представитель Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области. - Полностью исчезли советские проектные институты, а многие частные бюро сейчас находятся в тяжелом положении: маржинальность низкая, коммерческие заказчики просят "подвинуться по цене", госзаказчики не могут обеспечить ритмичного финансирования". Более-менее благополучно себя чувствуют проектные подразделения строительных холдингов, где используется перекрестное субсидирование.

    По словам Данила Бегичева, заместителя директора "СтройТЭКпроект" по развитию компании, двухмесячное обучение 37 проектировщиков и трех координаторов обошлось примерно в два миллиона рублей. Переоборудование сетей и компьютеров - еще в 2,4 миллиона. А всего внедрение стоило около шести миллионов.

    BIM - это не просто программа или новый подход, а новая идеология

    Ирина Морозова, заместитель начальника управления госэкспертизы СПб ГАУ "Центр государственной экспертизы", тоже была достаточно откровенна: план поэтапного внедрения BIM-технологий здесь приняли еще в декабре 2014 года. Только на первичное обучение потратили почти 300 тысяч рублей, затем организовали специальный класс, где дважды в неделю группы экспертов погружаются в мир "цифры" на четыре часа. Пришлось серьезно переоборудовать рабочие места (каждое обошлось примерно в 80 тысяч рублей), чтобы проектную документацию можно было анализировать в электронном виде. Далее последовали семинары с проектировщиками и заказчиками.

    - Надо было сломать стереотипы, привычку к чертежам. BIM - это не просто программа или новый подход, а новая идеология. Поначалу, конечно, некоторые люди отторгали нововведения, но сейчас с удовольствием ходят на занятия. Мы учились сами строить цифровые модели, чтобы понять, что могут проектировщики, а чего не могут. Следующим этапом станет подготовка регламента проверки моделей, - рассказывает Морозова.

    Отметим, что BIM является не только инструментом проектирования и экспертизы, но и контроля за бюджетом стройки. Модель реальности - это несколько тысяч фото, которые при обработке преобразуются в геометрическое изображение объекта в 3D, с которым можно проводить разные измерения, что значительно облегчает контроль за поступлением и расходованием материалов, применением трудовых ресурсов, динамикой работ. Еще одна полезная функция - выявление несоответствий между проектом и фактическим положением конструктивных элементов и инженерных систем. У собственника появляется возможность планировать ремонты, реконструкции, изменять назначение объекта и т.п.

    Аналитики сравнивают переход к цифре с переходом от кульмана к компьютеру. С одной стороны, это требует от проектировщиков много финансовых средств и сил. С другой стороны, игнорировать этот вызов времени нельзя. Что же делать средним и малым компаниям, а таких на рынке большинство? Неужели они вычеркнуты из профессии?

    - Все участники строительства не смогут иметь полный набор необходимого ПО: не столько дорого, сколько бессмысленно. Значит, должны появиться операторы информмоделей. По сути, бизнес будет только покупать у них доступ, машинное время, а операторы сами будут вести базы данных по техническим параметрам, законодательству, совмещать разные программы, которые используются при создании объектов, - рассуждает Андрей Бриль.

    Пока эту роль выполняют разработчики ПО, но эксперт уверен, что в перспективе их заменят инженерно-консалтинговые компании, которые смогут оказывать услуги непрофессиональным заказчикам, в том числе органам власти.

    - Мы анализировали, кто главный инвестор в субъектах РФ в стройкомплексе. Аналитика Росстата и ЦБ показала, что в 85 процентах случаев это частники. На долю государства и госкорпораций приходится всего 15 процентов, иностранных фирм - семь. Более 90 процентов реальных денег вкладывают региональные компании, в основном малые и средние. На них и ляжет основная тяжесть внедрения. Рано или поздно проектировщики из холдингов неизбежно захотят создать свои бюро. Если это желание совпадет с усилиями разработчиков ПО, будет как на Западе, где высокопрофессиональные нишевые бюро обеспечивают выполнение проектов любой сложности, - подчеркивает Бриль.

    - Разработчиков BIM-технологий в России хватает, больше 15 компаний, - развивает мысль Максим Нечипоренко, заместитель гендиректора фирмы Renga Software. - Мы понимаем, что нужно создать такой инструмент, который станет массовым. Помимо затрат тут существуют другие сложности: противоречия между ПО, привнесенным извне, и нашими национальными стандартами, между информмоделью и требованием к подготовке проектной документации. BIM - это прежде всего постоянное взаимодействие между участниками, не последовательный обмен информацией через задание на проектирование, а параллельный. Мы ведем разработку среды для такого взаимодействия, среды общих данных. Это то, что позволит просто и без особых затрат заниматься внедрением новых технологий.

    Поделиться