Напомним, что иностранные фирмы, которые оказывают услуги россиянам-физлицам в электронной форме, должны платить налог на добавленную стоимость (НДС). Но, как пояснили в минфине, это не касается онлайн-бронирования тех же гостиничных услуг. Администрация российских отелей, сдавая номера через иностранный сервис, обязана самостоятельно уплачивать НДС, то есть выступать налоговым агентом иностранной организации.
В этом случае в роли посредников чаще всего выступают агрегаторы отелей, пунктов прокатов автомобилей и так далее, уточняет первый замдиректора Института актуальной экономики Иван Антропов. То есть клиентом иностранного сервиса является наше отечественное юрлицо. Следовательно, по действующему законодательству, обязанность уплаты НДС ложится на него. Однако эксперт считает, что это не очень удобно для потребителей, поскольку НДС сказывается на конечной цене. Но цифры говорят о другом.
Еще недавно многие эксперты, действительно, прогнозировали, что российские отели, сдающие номера туристам через самый крупный мировой сервис, после введения "налога на Google" неминуемо подорожают. По их подсчетам, минимум на 4 процента. Впрочем, деваться отечественным отельерам некуда: гостиницам невыгодно избавляться от партнера, который обеспечивает до половины загрузки номеров.
Сейчас, когда летний сезон уже близок к своему завершению, можно посмотреть, насколько точными оказались эти прогнозы.
По просьбе "Российской газеты" туристический сервис Aviasales сопоставил средний чек по отелям за июль 2016 года, когда "налога на Google" в России еще не было, и июль 2017 года. Вышло, что стоимость номера в Москве в текущем году составила 4900 рублей, а в прошлом - 5630 рублей. То есть налицо снижение расценок почти на 13 процентов. Аналогично по Санкт-Петербургу: в июле 2017 года номер можно было забронировать за 4000 рублей, а в июле 2016-го - за 5000 рублей. Один день в гостинице Парижа в прошлом году россияне могли позволить себе за 10 500 рублей, в этом - за 6500 рублей.
"Пока все выглядит так, что "налог на Google" не помешал россиянам путешествовать", - говорит pr-директор Aviasales Янис Дзенис. Впрочем, по его мнению, на ценообразование влияет много других, помимо налоговых, обстоятельств. "Но в целом мы не видим чего-то ужасного в связи с появлением этого налога", - резюмировал он.