Почему орловские инвалиды остались без лекарств

В Орловской области проведут повторную проверку в отношении чиновников облздрава. Ее инициировала прокуратура после того, как на прямую линию с президентом обратилась местная жительница Клавдия Ставцева. Женщина спросила, почему инвалиды вынуждены судиться за бесплатные лекарства.

В пределах нормы

Клавдия задала вопрос по линии интернет-связи. Она уже полгода не может получить жизненно важные лекарства. Медики отказывают, ссылаясь на скудное финансирование. По ее словам, она безрезультатно обращалась за помощью к губернатору Вадиму Потомскому и главе облздрава Александру Лялюхину.

- Почему федеральным льготникам не выдают лекарства в полном объеме? - спросила президента Ставцева. - Почему приходится добиваться помощи через суды?

- Это очень странно, поскольку федеральное финансирование в данной сфере обеспечивается в полном объеме, - ответил Владимир Путин. - Мы проверим, почему вас не могут обеспечить лекарствами. Могут быть сбои, связанные с несвоевременным проведением тендера или несвоевременными закупками.

Слова Клавдии нашли подтверждение. Льготники судятся с поликлиниками и облздравом, которые отказывают им в лекарствах. Процессы завершаются в пользу пациентов. Закон обязывает обеспечивать их лекарствами. Нигде не написано, что препарат можно не выдавать, если в казне нет денег. Но именно отсутствием средств объясняют перебои.

- Норматив для финансового обеспечения федеральных льготников не покрывает полностью потребности в медикаментах, - пояснил Александр Лялюхин. - Эта проблема характерна для многих регионов, что связано с разной бюджетной обеспеченностью субъектов РФ.

В 2016 году норматив финансовых затрат на одного льготника, имеющего право на лекарственное обеспечение за счет федерального бюджета, составлял 758 рублей в месяц. В текущем году его увеличили до 807 рублей. Однако многим требуются более дорогостоящие препараты. По словам Александра Лялюхина, в прошлом году только Клавдия Ставцева получила препараты на 580 тысяч рублей.

Сейчас в суде рассматривается очередной иск, который в ее интересах подала прокуратура. Клавдия - одна из многих, но единственная, кто не побоялся открыто сказать о проблеме. Еженедельно суды рассматривают по несколько таких дел. Выпуск решений поставлен на поток. Облздрав обязуют обеспечить льготника препаратом. Либо взыскивают средства, потраченные на покупку лекарства. Примечательно, что компенсацию морального вреда не присуждают - мол, отсутствие лекарства не вызывает нравственных страданий. Утверждение спорное.

Проверят повторно

Прямая линия прошла 15 июня. Она еще шла, а региональное управление СК уже начало проверку. В конце июля объявили результаты - в действиях чиновников не нашли признаков преступления. Следственные органы объяснили отказ возбуждать уголовное дело тем, что предусмотренное финансирование действительно не отвечает реальным потребностям.

- Проверка показала, что есть факт недофинансирования, но дело не в халатности чиновников, - пояснил начальник отдела по расследованию особо важных дел СУ СК по Орловской области Константин Баранов. - Если финансирование на год составляет 146 миллионов рублей, то потребность в лекарствах - порядка 170 миллионов. В связи с этим принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

В прокуратуре придерживаются иного мнения. Ведомство настояло на проведении дополнительной проверки, которой вновь занялись сотрудники СК. К участию в ней привлекут экспертов. В прокуратуре говорят о случаях несвоевременного объявления тендеров на закупку лекарств. Не все торги признали состоявшимися. Бывало, что не поступало заявок.

В этом случае надо объявлять новую закупку. Время идет, лекарств нет. Льготники покупают их за свой счет, а затем идут в суд. Прокуратура проверила, как проводятся закупки. Возникло немало вопросов. Выяснилось, что организаторы порой предъявляют излишние требования к участникам запроса котировок. Не потому ли нет заявок?

Льготники судятся с поликлиниками и облздравом, которые отказывают им в лекарствах

- При проведении проверки было выявлено нарушение требований ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок", - рассказал прокурор Орловской области Иван Полуэктов. - Так, документация содержала требования к участникам запросов котировок представить выписки из ЕГРЮЛ.

Подобное не предусмотрено законом. Проверить котировочную документацию следователям поможет счетная палата. Кроме того, началась еще одна проверка. На днях по городу прокатился слух о том, что один из льготников умер из-за отсутствия жизненно важного лекарства. Так это или нет, выяснят эксперты. На основании их выводов будет принято процессуальное решение.

Хождение по мукам

Пока изучают документы и пересчитывают деньги, льготники продолжают ходить по судам. После прямой линии отношение к ним изменилось не в лучшую сторону. Например, в Орле прокуратура внесла представление главврачу больницы и поставила вопрос о наказании медика, отказавшегося выписать рецепт. Проверка была проведена по обращению жителя Северного района.

- Он является инвалидом и имеет право на получение бесплатных лекарств, - рассказала старший помощник облпрокурора Елена Семина. - Лечащий врач не выписал ему рецепт, и он был вынужден приобрести лекарство самостоятельно.

До сих пор врачи без проблем выписывали рецепты, а "отдувались" аптеки. Фармацевты разводили руками - выписанного препарата в наличии нет. Ставили рецепт на отсроченное обслуживание. Два года назад был момент, когда их количество превысило 1,5 тысячи. Теперь в рецептах начали отказывать. В судах же медики выдвигают альтернативные версии.

Вот цитата из решения: "главный врач пояснила, что истица не обращалась в поликлинику для выписки ей рецепта на назначенный лекарственный препарат. Однако документы амбулаторной карты свидетельствуют о том, что истица неоднократно обращалась в поликлинику для оказания медпомощи". Суд не поверил в то, что инвалид, много лет получающий бесплатные лекарства, вдруг забыл о рецепте.

Тот же суд дал ответ на то, как формируются заявки. У каждого пациента имеются собственные показания к применению препаратов. Список бесплатных лекарств утвержден на федеральном уровне. Их выпускают разные производители и под разными названиями. Поэтому в нормативной базе используют международное наименование, общее для всех.

Когда лимит исчерпан, поликлиники подают дополнительные заявки. Но в них зачастую включают не те препараты, которые были в основной заявке, а дешевые аналоги. Не каждый пациент соглашается на это, он хочет тот препарат, который принимает годами. Суд признал замену законной. Каждый препарат, под какой бы маркой он ни выпускался, носит единое международное наименование. С точки рения закона они идентичны.

P. S.

Проверка подтвердила то, что и так было известно. Льготники имеют право на лекарства, но денег не хватает. Что делать: пересмотреть список лекарств, увеличить финансирование, упростить процедуру закупок для льготников? Возможно, что и так. Регионы сами не справятся. Пока же инвалиды стали заложниками ситуации, при которой отвоевать право на жизнь порой можно только через суд.

Комментарий

Руслан Перелыгин, депутат Орловского облсовета:

- Раз денег не хватает, значит возникает вопрос: кому дать лекарство, а кому не дать? Начинают действовать законы естественного отбора. Кто-то ходит по инстанциям, добивается, пишет жалобы и подает в суд, как это сделала Клавдия Ставцева. Настойчивые люди лекарства смогут получить. А если человек не в силах вести борьбу и речь идет о жизненно важных препаратах, что ему делать? Ложись и умирай? Человек, который по состоянию здоровья не может работать, не способен купить лекарства на 50 тысяч рублей в месяц.

Тем временем

В Госдуму РФ внесен законопроект, предусматривающий введение дополнительной программы обязательного медстрахования. Она будет включать в себя все виды медицинской помощи. Авторы предлагают исключить из системы частные страховые компании. По их мнению, это позволит реализовать модель, которая успешно функционирует во многих странах: врач после обследования выписывает рецепт на лекарство, которое бесплатно выдается тут же, в поликлинике или больнице. Однако будет ли принят законопроект, неизвестно.