Еще два десятка лет назад в поселке начали бороться с пьянством, и специалисты наркологической службы Кузбасса, которые участвовали в экспедиции, подвели предварительные итоги обследования эльбезинцев.
- Методика основана на использовании качественной и количественной оценки маркера хронического алкоголизма - белка, содержащегося в сыворотке крови человека, - пояснил замглавврача областного клинического наркодиспансера Дмитрий Широков. - Повышенная концентрация маркера свидетельствует о хроническом процессе, даже если испытуемый не пил неделю и в момент осмотра у него нет клинических симптомов. Представителей коренных малочисленных народов, у которых отсутствует фермент, расщепляющий этанол, по этой методике еще никто не обследовал. Кроме того, мы проведем психологическое тестирование на наличие алкогольной зависимости.
В итоге более чем у восьмидесяти процентов обследованных не было зарегистрировано ни лабораторных, ни клинических признаков хронического алкоголизма.
- Выпивать, конечно, некоторые выпивают, снимают стресс, особенно зимой, когда долгое время находишься в замкнутом пространстве, но нынешнюю ситуацию не сравнить с той, что была двадцать лет назад, - рассказал местный староста, по-шорски - "паштык" Никифор Кушаков. - Наших дедов чуть было совсем не споили в 1990-е - спирт возили бочками. Сколько мы его на землю вылили, сколько дрались с "коммерсантами"... А я за свои 54 года ни разу крепких напитков в рот не брал. Потому что в детстве от этого зла натерпелся. Помню, все взрослые валяются пьяные, на лошадях ехать не могут, и мы, ребятишки, собираемся вместе и идем в школу пешком за восемнадцать километров в Чилису-Анзас. Неделю жили в интернате. Сначала там восьмилетка была, потом осталась четырехлетка, и ребят постарше перевели в Таштагол. Из города в деревню вернулись далеко не все. В соседнем Среднем Бугзасе когда-то было много дворов, а теперь только два осталось.
В отличие от большинства эльбезинцев, Никифор, получив в городе образование и несколько профессий, вернулся на малую родину. Как и его брат Анатолий, которого в Шории ценят за золотые руки и природную смекалку. Как-то зимой районное начальство объезжало территорию на снегоходах, и по пути у одной машины сломалась рулевая колонка. И эльбезинский левша починил импортную технику так, что до города гости добрались без приключений. В общем, место лучше, чем Эльбеза, для установки солнечной электростанции районе нужно было еще поискать. Томская фирма, поставившая СЭС, сначала хотела брать по два рубля за киловатт с каждого дома. Но потом решили: деньги "за свет" пусть остаются в поселке на случай, если станции потребуется ремонт.
- Томичи собирались обслуживать станцию дистанционно, но Интернета у нас нет, - говорит Никифор Кушаков. - Как узнали, что за него придется платить пять тысяч рублей в месяц, отказались. Большинство наших и телефоном-то сотовым не пользуется: мобильник ловит только в Чилису-Анзасе, откуда до Таштагола не давно проложили гравийную дорогу. А в Эльбезе связь спутниковая - таксофон в клубе.
Вместе эльбезинцы восстановили большинство домов, отстроили новые. Всем миром поставили сруб и для деревенского клуба. Районная администрация помогла отделочным материалом, прислала музыкальный центр. Теперь клуб, которым заведует Римма, супруга Никифора, - место культурного досуга. Здесь отмечают праздники, устраивают дискотеки и даже игры КВН.
В поселок стала возвращаться молодежь. Правда, работы, кроме рыбалки, охоты, добычи кедровой шишки да содержания личного подсобного хозяйства, в деревне нет. Местный колхоз закрылся еще в далеких 1950-х.
С большой землей поселок связывает еженедельный вертолетный рейс. По воздуху в Эльбезу доставляют почту и пенсии. Еще несколько лет назад площадки для приема Ми-8 здесь не было - слишком мало жителей. Тогда братья Кушаковы договорились о посадке на борт туристов из Таштагола. Туристы, правда, бывают разные. Со стороны Хакасии через просеку, по которой протянута высоковольтная ЛЭП, приезжают на джипах браконьеры. Убивают маралов, глушат рыбу. Потому эльбезинцы говорят: "Нет, большая дорога нам не нужна".
На выходные и каникулы в Эльбезу съезжаются из города дети и внуки. Аня и Люба, снохи Никифора и Риммы, тоже прибыли с ребятишками на лето. Когда в поселке горячая пора - сенокос, участвуют все, кто может косу в руках держать. В том числе и местный аксакал Владимир Шелтреков. Дед в свои годы еще за шишкой на кедры лазает. Собрался было и на медведя в тайгу сходить, еле отговорили.
- Пожилых у нас много, половина населения никуда не выезжает, им лекарства нужны, хотя бы элементарные, - говорит Лариса Шелтрекова. - В начале 2000-х таблетки выдавала фельдшер, работавшая в Чилису-Анзасе, а теперь ближайшая поликлиника - в Таштаголе. Стариков отправляем туда лишь в самом крайнем случае. Только сопровождающего в машину скорой не берут. Приходится ехать следом на такси. А у нас старики, когда тяжело заболевают, порой забывают русский язык, сказать врачу ничего не могут. Как без сопровождающего? Привезешь в больницу - там спрашивают, почему медицинский полис не продлен, где результаты анализов, да еще и требуют направление от лечащего врача. Только кто же здесь направление выпишет?
Местные рассказали, что раньше лечились у шаманки, к которой даже из соседних деревень ездили. Но бабушка умерла. А еще признались, что мечтают хоть раз увидеть в Эльбезе стоматолога с окулистом. Конечно, в Шорию регулярно приезжают "поезда здоровья" с врачами из Новокузнецка и Кемерова. Но до Усть-Кабырзы, где проходят обследования, тоже еще нужно добраться.
Местный житель, отец девятерых детей, чтобы получать на них пособия, по новым правилам, должен дважды в месяц в центре занятости отмечаться. Так что все эти пособия уходят на дорогу. А другой федеральный закон касается уже самого последнего пути. Раньше усопших в отдаленных поселках освидетельствовали на месте, теперь же тело положено транспортировать в стационарный морг, а потом везти обратно. Эльбезинцы спрашивают: "Интересно, о чем думают те, кто такие законы сочиняет?"