Новая кадрово-правовая норма закреплена в Федеральном законе N 192, подписанном президентом РФ. Поводом для ее введения стали многочисленные жалобы граждан, лишенных права на госслужбу по "призывным" мотивам. Люди обращались в различные инстанции, в том числе в Конституционный суд, с единственным вопросом. Он звучал примерно так: почему я, готовый тянуть солдатскую лямку и даже просившийся в армию, но получивший в военкомате от ворот поворот, теперь не могу делать карьеру в государственных и муниципальных органах власти?
Конституционным судьям, в частности, пришлось разбираться с запросом парламента Чеченской Республики, где после вооруженного конфликта и контртеррористической операции местных парней долгое время не призывали в армию. Позже Генштаб и военкоматы такой набор возобновили, но его масштабы оказались серьезно ограничены. Поэтому, когда три с половиной года назад вступил в действие запрет на прием уклонистов на государственную службу, многие чеченские призывники оказались как бы без вины виноватыми. Ограничительная норма не делала различий между злостными "косарями" и теми, кто не был солдатом по иным причинам.
В итоге законодателям из Госдумы было предложено "устранить имеющее место рассогласование правовых предписаний и исключить возможность несоразмерного ограничения прав граждан". Что депутаты и сделали, сократив чиновно-запретительный период до 10 лет. С этим решением согласились в верхней палате парламента. А президент своей подписью под законом утвердил новую правовую норму.