По оценке агентства, в этом году миру понадобится 97,6 миллиона баррелей в сутки - это на 400 тысяч меньше, чем предполагалось месяц назад. В следующем году спрос тоже вырастет, до 99 миллионов баррелей. Эта цифра в обновленном исследовании тоже подверглась корректировке, уменьшившись на те же 400 тысяч. А единственное, что объединяет оба этих прогноза, - восстановление аппетита. В 2016 году, напомним, он составил около 95,12 барреля в сутки.
При этом добыча, предполагают в МЭА, будет расти. По итогам прошлого месяца у стран ОПЕК она выросла на 230 тысяч баррелей в сутки - до максимальных с января значений в 32,8 миллиона баррелей. При этом уровень выполнения ОПЕК сделки по сокращению нефтедобычи упал в июле до 75 процентов (78 процентов в июне), уровень выполнения сделки странами, не входящими в ОПЕК, снизился до 67 процентов, говорится в отчете агентства. Около 70 процентов роста добычи нефти в странах ОПЕК приходится на Ливию и Нигерию. Прогноз добычи нефти в 2017 году Россией повышен на 0,2 миллиона баррелей в сутки. Ожидается, что уровень производства будет в среднем около 11,24 миллиона баррелей.
Соглашение ОПЕК оказалось довольно эффективным, уверен ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. "Точный расчет показывает, что нефтяные цены в первом полугодии этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года выросли на 11,8 доллара за баррель. И разницы в 3 процента "исполнения соглашения" в июне-июле серьезно на тенденцию не повлияют", - считает он.
- Я прогнозирую, что соглашение будет действовать и дальше. А это означает, что колебание цен на нефть будет меньше. Уже сейчас расчеты показывают, что в первом полугодии 2016 года максимальный разброс цен по отношению к среднему значению достигал 60 процентов, а в этом - 24 процента.
При этом сланцевая нефть может лишиться статуса главного "пугала", влияющего на цены "черного золота". Ну или по крайней мере подвинется, уступив часть лидерства.
"Есть очень серьезный фактор, который специалисты агентства могли не учесть или не придать ему должного значения. В ближайшем будущем мир ожидает серьезный, можно даже сказать, взрывной рост производства электромобилей. Это и Tesla 3, и компания Volvo, которая планирует в ближайшем будущем полностью отказаться от производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Что-то придется в обязательном порядке делать и другим грандам мирового автомобилестроения. А по всем расчетам переход на электрическую тягу приведет к очень серьезному росту потребления нефти, потому что вся энергетическая цепочка все равно начинается с "черного золота", - объясняет Танкаев.
Сланцевая нефть при этом будет жить долго, но плохо, уверен эксперт.
"Стоимость сланца некоторым образом все-таки регулирует цены на обычную нефть. Ее добывать выгодно при цене в 50 долларов за баррель. И при сегодняшних ценах США пока делают все, чтобы эта идея не умерла, поскольку это повышает энергетическую безопасность Нового Света", - напоминает эксперт.