13.08.2017 17:17
    Поделиться

    Липецкие планеристы рассказали о столкновениях с орлами

    На липецком аэродроме Шаршки стартовал чемпионат России по планерному спорту. Два с лишним десятка сильнейших пилотов страны из девяти регионов будут соревноваться в непростых условиях: идеальная погода для планериста - облака, но над всей Липецкой областью жара и ясное небо.

    - Кучевые облака помогают пилотам искать восходящие потоки. По сути каждое облако является верхушкой такого потока. В безоблачную погоду потоки ищут по подстилающей поверхности: темное поле прогревается сильнее, чем светлое - соответственно и воздух от него поднимается интенсивнее. Хороши для полетов овраги - их склоны нагреваются неравномерно, - горные склоны. Даже одинокое дерево посреди поля может помочь пилоту "поймать волну", - рассказала главный судья соревнований Тамара Свиридова.

    Взлетев с помощью самолета-буксировщика метров на 700 , планер отцепляется и дальше поднимается самостоятельно: кружит в восходящем потоке, как аисты, орлы и некоторые другие пернатые. Набрав высоту, пилот переводит планер в горизонтальный полет и следует по маршруту, медленно снижаясь. Показывающий вертикальную скорость вариометр есть в кабине, но опытные планеристы, по собственному признанию, чувствуют ее пятой точкой опоры. Когда высота падает до километра, пора искать новый поток.

    - Бывают идеальные ситуации: гряда кучевых облаков в нужном направлении, под которой можно лететь "дельфинчиком", снижаясь и поднимаясь без кружения. В таком случае горизонтальная скорость может составлять до 300 километров в час. Но обычно от трети до половины времени пилот тратит на набор высоты. Найти поток можно, наблюдая за действиями товарищей или за птицами: нагретый воздух увлекает на высоту тучи мошкары и если вокруг замелькали ласточки - значит, поток где-то рядом. А однажды во Франции на высоте двух километров я ощутила запах лаванды, - рассказала секретарь судейской коллегии Лада Баламут.

    Теоретически планер может парить бесконечно. В наших широтах его полеты ограничены световым днем - ночью все потоки нисходящие, - но есть места, где продолжительность полета ограничена лишь возможностями пилота - например, в горах. Правда, там существует другая опасность. Те же орлы при появлении планера или параплана рядом с их гнездом атакуют без предупреждения. Планеру не страшно - максимум, пара царапин, - но купол параплана могут разорвать запросто и тогда придется спасаться на запасном парашюте.

    По земле планеры путешествуют в длинных автоприцепах, похожих на гигантские футляры для фаготов. Собирается самолет-птица минут за 10: крылья и хвостовое оперение со щелчками встают на свои места. В кабине на кронштейне устанавливается смартфон со специальным приложением - это и навигатор и "черный ящик", записывающий маршрут, - по нему судьи будут оценивать качество прохождения трассы. Еще нужно уложить парашют и можно взлетать.

    Пилот в кабине полулежит, как в шезлонге, управляя одной рукой. Опытные летчики советуют руку менять, чтобы меньше уставал позвоночник. Перед посадкой надо не забыть выпустить шасси - самая распространенная у планеристов ошибка, - иначе касание с землей ощутишь тем же местом, где вариометр прячется.

    - Главное отличие планеров от моторной авиации - единение с небом. Пилот самолета весь внутри: он следит за приборами, картой, радаром, состоянием двигателя. Я же - снаружи. Меня поднимают силы природы и слежу я только за ними: смотрю на облака, небо, горизонт, - рассказал член сборной Воронежской области Евгений Злобин.Занятие чрезвычайно романтическое, но недешевое: планер стоит от 60 до 200 тысяч евро, на первые два года занятий начинающему пилоту придется потратить порядка 300 тысяч рублей. Правда, местных школьников учат летать бесплатно.

    Участникам состязаний необходимо пролететь указанным маршрутом за минимальное время, посетив все контрольные точки. Необходимо облететь их все . Чемпионат продлится до 25 августа, четверо победителей будут представлять Россию на международных соревнованиях.

    Поделиться