Все последние годы тарифы росли выше инфляции, причем как регулируемая часть, так и рыночная. Мониторинг, проведенный ЦМОК, подтверждает, что дело в неэффективности инфраструктурных монополий, которая возможна из-за действующей системы тарифообразования "от затрат". Монополия имеет возможность заложить в тариф все свои расходы, и сейчас никто не оценивает, насколько обоснованы эти затраты. Собственно, именно эта неэффективность является одной из причин роста инфляции. В отдельные годы вклад тарифов в инфляцию достигал 40 процентов.
ЦМОК провел работу по мониторингу тарифообразования во многих регионах, ситуация практически идентична, только разной степени сложности. Мы проанализировали изменение валовой выручки - совокупности всех расходов, которые необходимы для функционирования и осуществления инвестиций в развитие инфраструктуры территориальных сетевых организаций (ТСО). В результате выяснилось, что общая валовая выручка сетевых организаций, осуществляющих передачу электроэнергии, год от года меняется.
Например, в одном из регионов в 2015 году была одна цифра - 5,5 миллиарда рублей. В 2016 году в результате вступления изменений в закон об электроэнергетике количество сетевых организаций сократилось вдвое, и валовая выручка, а вместе с ней и регулируемые тарифы упали на 5,5 процента. Но уже в 2017 году правила не менялись, и тарифы выросли более чем на 20 процентов, а по отношению к 2015 году - почти на 14 процентов. Инфляция при этом за два года составила всего 10,5 процента. То есть сетевые компании, адаптировавшись к новым правилам, снова начали повышать тарифы. Сейчас у монополий нет мотивации повышать эффективность, потому что все затраты можно "заложить в тариф". При мониторинге встречались случаи, когда в тариф закладывались даже затраты на поездку на отдых всей семьей.
Следующая проблема - технологическое присоединение к сетям инфраструктурных монополий, а именно стоимость этой процедуры. Этот показатель - едва ли не ключевой для развития малого и среднего бизнеса. По нему оценивается доступность инфраструктуры, в том числе в методологии международных рейтингов условия ведения бизнеса. В стоимость подключения для бизнеса входит оплата услуг подключения (то есть стоимость чернил и бумаги для оформления документов) и строительство инфраструктуры - прокладка ЛЭП.
Так вот, в 2015 году в одном из регионов ставка "за чернила и бумагу" колебалась от 11 до 1137 рублей, в 2016 году - уже от 60 до 1145. С 2016 года должно действовать правило усреднения ставок, однако до сих пор не разработана методика усреднения, которая бы включала оценку обоснованности уровня тарифов. При этом между регионами разница между минимальной и максимальной ставкой составила 21 256 раз.
В итоге ставки усредняются арифметически, ФАС на это не реагирует. Усредненный показатель ставки просто за оформление документов в отдельно взятом регионе - 719 рублей. Там, где были самые низкие ставки (60-69), стало 719, а это рост в 11 раз за один год. Там же, где были самые высокие ставки (крупные компании), произошло снижение, но незначительное. В итоге в среднем все будут платить больше.
В 2016 году ЦМОК совместно с ФАС и другими регуляторами провели работу по устранению нарушений при установлении тарифов для малого и среднего бизнеса. Это дало результат - привело к снижению тарифа на 7,2 процента. Однако одновременно в 1,5 раза выросли тарифы для микробизнеса и населения. Предписание регулятора касалось снижения тарифов для малого и среднего бизнеса - монополии его выполнили. Но умалчивается факт, что оплачивает это все в результате микробизнес и население. При этом малому и среднему бизнесу приходится платить по тарифам, в несколько раз превышающим тарифы для крупного бизнеса, где, во-первых, большие масштабы потребления, что само собой снижает цену за 1 киловатт, во-вторых, крупные предприятия могут договариваться с сетевыми компаниями об особых условий. МСП такими возможностями не обладает.
Проблемы есть не только в электроэнергетике. Анализ рынка теплоснабжения показал, что лишь малая часть тарифных решений принимается без признаков нарушения законодательства. По результатам проверки в одном из регионов нарушения были найдены в 19 решениях из 24. И такая ситуация характерна для подавляющего большинства регионов.
Что поможет повысить эффективность тарифов? Новое ценообразование, основанное на оценке эффективности монополий. Международный опыт подсказывает проверенное решение: монополии должны закладывать в тариф не все расходы, а только те, эффективность которых подтверждена. Материалы по справедливой рыночной цене, инвестиции - только если они ведут к повышению качества услуг или подводят инфраструктуру к новым потребителям. Сейчас инвестиционная программа инфраструктурных монополий не увязана с территориально-отраслевым развитием, оторвана от динамики экономики и спроса. Все это влияет на рост тарифов, но слабо влияет на качество.