Новости

14.08.2017 17:45
Рубрика: Общество
Проект: В регионах

Чей "Коммунар"?

Челябинские власти ищут хозяев одного из первых советских паровозов
Памятник, отполированный штанами нескольких поколений детворы, сильно обветшал. Фото: Вадим Ахметов Памятник, отполированный штанами нескольких поколений детворы, сильно обветшал. Фото: Вадим Ахметов
Памятник, отполированный штанами нескольких поколений детворы, сильно обветшал. Фото: Вадим Ахметов
Мэрия Челябинска разместила объявление о поиске собственников паровоза "Красный коммунар", уже больше полувека украшающего площадь у дворца культуры Железнодорожников. Знаковый для города объект, отполированный штанами нескольких поколений челябинской детворы, сильно обветшал. Однако привести его в порядок власти не могут - не имеют права.

- В случае, если владелец паровоза  не отыщется в течение двух месяцев, мэрия обратится в суд с требованием признать объект бесхозным и только по решению суда сможет оформить на него право собственности, - пояснил председатель Госкомитета по охране объектов культурного наследия Челябинской области Александр Баландин. - "Красный коммунар" - объект уникальный! Но его реконструкция, требует серьезных затрат, на которые муниципалитет без постановки памятника на баланс пойти не сможет. Таковы требования Бюджетного Кодекса РФ. 

По данным из открытых источников, "Красный коммунар" был построен в США на заводе AlCo в Скенектади. Это один из 400 товарных паровозов типа 1-5-0, заказанных Министерством путей сообщения России в 1915 году. Сколько из них сохранилось за 100 с лишним лет, никто сказать не берется. В этом отношении судьба "Красного коммунара" более, чем примечательна.

В гражданскую войну паровоз вывела из строя отступающая с Урала армия Колчака. Не имея возможности вывезти технику, ее попросту сжигали на станциях. Однако к апрелю 1920 года по инициативе рабочих челябинского депо обгоревшему остову Ес-350 дали новую жизнь, восстановив в свободное от работы время и отправив в голодающую Москву с 27 тысячами пудов хлеба.

Историки отмечают, что "Красный коммунар" прибыл в столицу в рекордные для того времени сроки - за четыре дня (обычные грузовые поезда из Челябинска в Москву шли не менее 10-12 суток). А локомотивную бригаду представили Ленину, который лично выразил товарищам благодарность за хлеб.

В послевоенные годы о "Красном коммунаре" вспомнили челябинские краеведы и после  долгой переписки с архивами обнаружили в полуразрушенном состоянии на Дальнем Востоке. Снова доставили в Челябинск, отреставрировали и установили на пьедестал.

С тех пор права на памятник никто не предъявлял. Когда именно он осиротел, краеведы сказать не берутся. Но еще в 2001 году Челябинский комитет по управлению имуществом объявил его бесхозным в числе еще 32 памятников истории и культуры.

- К сожалению, тяжелые времена пережили не многие из них, - посетовал координатор челябинского движения "АрхиСтраж" Юрий Латышев. - Сегодня более 6о из 300 объектов культурного наследия в Челябинске находятся в запущенном состоянии, а 20 сильно повреждены.

Спасение знаковых для края объектов власти видят в передаче под контроль муниципалитетов. На Южном Урале эта работа продолжается уже второй год и, по распоряжению губернатора, должна быть завершена в декабрю. Так что в новом году бесхозных особняков, паровозов, танков и "Катюш" не только в Челябинске, но и во всем регионе, по заверению специалистов, остаться не должно.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

"Красный коммунар" 1920 году этот паровоз с хлебом и едой отправили в голодающую Москву , милосердные жители потрудились, отремонтировали и отправили самых лучших машинистов в путь. Паровоз доехал за 4 дня до места, только вот не вернулся коммунар. Лишь 1960 году , ненужную , грязную , сломанную технику нашли на Дальнем Востоке. Привезли , отмыли , отремонтировали и поставили рядом с дворцом культуры как памятник .

Публикация от @fguzelm

Общество История Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Челябинская область Челябинск