Антон Алексеевич, нейротехнологии действительно могут сделать новые школьные учебники более качественными?
Антон Варламов: Мы изучаем, на какие элементы оформления дети в первую очередь обращают внимание, как воспринимают и запоминают информацию. У малышей способность концентрироваться на объекте значительно ниже, чем у взрослого. Поэтому яркие визуальные элементы не должны нависать над текстом и "липнуть" к нему, отвлекая внимание. Кроме того, первоклашки еще не привыкли читать строчками. Поэтому необходимо соблюдать большой межстрочный и межсловный интервал, верстка должна быть свободной и "прозрачной". Размер букв тоже важен, но это не главное.
Дизайнер школьного учебника должен быть психологом?
Антон Варламов: В первую очередь, он должен быть хорошим дизайнером. Чем лучше оформление учебника, тем легче усваивается материал. Но, к сожалению, из нескольких десятков книг для обучения чтению только 10 процентов можно назвать действительно качественными. К остальным есть претензии: аляповатые картинки, крупные буквы при слишком маленьком межстрочном интервале - картинки и текст наползают друг на друга, и ребенку сложно удерживать внимание на отдельных элементах. Учебники без подобных недостатков встречаются редко. В хороших детских книгах с картинками эти проблемы встречаются реже, потому что общий уровень дизайна в хорошей художественной литературе, к сожалению, лучше, чем в учебниках.
Но ведь все учебники, прежде чем попасть в федеральный перечень, проходят через серьезную экспертизу...
Антон Варламов: Как правило, эксперты проверяют содержательную часть. А насчет дизайна позиция такая: главное, чтобы он соответствовал СанПиНам. Там прописаны допустимые размеры шрифтов, количество возможных цветов, графические схемы оформления... Но эти требования разрабатывались в 70-90 годах прошлого века, с тех пор понимание психологии и физиологии восприятия ребенка сильно изменилось. СанПиНы нужно сделать более жесткими. Особенно это касается начальной школы и инклюзивного образования, потому что там, где обычные ученики будут испытывать трудности, особенные дети могут вообще не воспринять материал. Учебников для детей с дефицитом внимания, гиперактивностью или с расстройствами аутистического спектра у нас практически нет, и их следует разрабатывать с учетом особенностей таких детей.
Когда появятся учебники, в разработке которых участвовали нейротехнологи?
Антон Варламов: Надеюсь, что уже через полгода. Сейчас мы работаем с двумя издательствами, которые готовят к выпуску новые учебники для начальной школы.
Электронные учебники прописываются в школах. Вы с ними работаете? Есть ли у вас какие-то рекомендации?
Антон Варламов: Для виртуальных образовательных ресурсов (так же как и для учебников в старших классах) ключевую роль играет даже не сам дизайн, а удобство использования, логичность изложения информации, "дружелюбный" интерфейс. Важно, чтобы ребенок мог интуитивно разобраться в электронном учебнике, легко найти кнопку перехода между параграфами, или поле для выполнения заданий.
Как родителю не навредить ребенку, покупая образовательные игры в Интернете?
Антон Варламов: Недавно мы опросили около сотни учеников 7-11 классов о том, интересны ли им обучающие игры. Более 70 процентов ответили положительно. После этого ребята поучаствовали в тесте образовательного киберквеста, разрабатываемого в Институте Пушкина. Сюжет "бродилки" простой: злодей насылает на людей лучи безграмотности. Чтобы спасти Вселенную, главный герой - киберкот - должен ответить на вопросы по программе русского языка и литературы. Мы оценивали и эмоции, и возможные проблемы с интерфейсом на основе анализа движений глаз. Это исследование помогло улучшить игру. Сейчас бета-версия приложения "Приключения киберкота" доступна бесплатно в популярных библиотеках мобильных приложений.