Новости

15.08.2017 21:28
Рубрика: Общество

Мастер-класс от Макаренко

О чем мечтают лауреаты премии?
Среди лауреатов Премии правительства РФ в области образования заведующая кафедрой "Общей и социальной педагогики" Нижегородского государственного педуниверситета им. Минина Елена Илалтдинова и педагог специальной школы-интерната города Грязи Светлана Пастухова. Для них получение высокой награды стало большой неожиданностью.
Доктор педагогических наук, профессор Анатолий Фролов мечтает издать полное собрание трудов Антона Макаренко. Фото: Пресс-служба Нижегородского государственного педуниверситета им. Минина Доктор педагогических наук, профессор Анатолий Фролов мечтает издать полное собрание трудов Антона Макаренко. Фото: Пресс-служба Нижегородского государственного педуниверситета им. Минина
Доктор педагогических наук, профессор Анатолий Фролов мечтает издать полное собрание трудов Антона Макаренко. Фото: Пресс-служба Нижегородского государственного педуниверситета им. Минина

Елена Илалтдинова, доктор педагогических наук:

- Идея издать в нашей лаборатории собрание трудов Антона Макаренко принадлежит доктору педагогических наук профессору Анатолию Фролову. Он был одним из составителей последнего советского восьмитомного собрания сочинений, которое выходило в 80-е годы. То, что по разным причинам не вошло в то издание, легло в основу нашей работы. Поразительно, но до сих пор у нас нет ни одного полного собрания сочинений Антона Макаренко. В советское время было три издания, и вот теперь наше, но и оно не претендует на полноту. Зато у нас представлены оригинальные тексты Макаренко без идеологических корректировок. Антон Макаренко - это не приемы и методики воспитания, он - классик мировой педагогики. Методология воспитания, решения, которые предлагаются в его системе, - вневременные. Специалистов, например, очень удручает, что идея возвращения в воспитательный процесс труда приняла такие уродские формы, я говорю о возвращении уборки в классы. А ведь наша советская педагогика знает замечательные практики вовлечения детей в трудовую деятельность. Но все упирается в проблему интерпретация, которая меняется в зависимости от разных исторических условий. Вторая серьезная проблема - стереотипы. Бороться с ними очень тяжело. Раньше "Педагогическая поэма" была в обязательном списке школьной литературы, а сегодня даже не все студенты педвузов ее читают.

Наше собрание сочинений вышло небольшим тиражом, 250-300 штук. И мы очень хотим сделать электронную версию.

Светлана Пастухова, педагог:

- Эта награда - большая честь. Подать заявку предложил директор школы-интерната Дмитрий Батищев. Он увлеченный человек, для своих подопечных делает очень многое. Вместе мы разработали творческую методику работы с особенными детьми, за которую неожиданно получили высокую награду.

Художественной керамикой занимаюсь давно, но работа в специализированном учебном заведении совсем другая, здесь необходим по-настоящему индивидуальный подход к каждому ребенку. Поразительно, как лепка, вообще занятия с глиной влияют на детей с разными проблемами. Приходит ребенок, на контакт идти отказывается, делать ничего не хочет, но посидит, просто помнет глину в руках, лишнюю энергию высвободит и меняется на глазах. Одна моя воспитанница уже выиграла несколько крупных российских и международных конкурсов. И это ребенок с ОВЗ (ограниченные возможности развития. - Прим. ред.).

Планов на будущее много. Стараемся с детьми участвовать в разных конкурсах и выставках, ездим на мастер-классы в профессиональные мастерские. В июле провели в нашей Липецкой области первый международный форум "Арт-путь". Надеемся, что он станет регулярным.

Общество Образование